Алена Свиридова: «У нас абсолютно местечковый шоу–бизнес. Деревня Гадюкино»
«В лучшем случае, у нас могут содрать кальку с того, что уже было в мировом прокате»
Когда есть уже некоторая популярность, поддерживать интерес легко?
- Я его сознательно не поддерживаю. Наоборот, стремлюсь как-то спрятать свою жизнь, оставить ее для себя. Поэтому либо ты интересен, либо нет.
Вы активный пользователь Интернета?
- Я веду блог, но не так часто, как хотелось бы. Поначалу с большим энтузиазмом постила в ЖЖ, а потом, когда пресса начала пользоваться им извращенным способом, энтузиазм пропал. Я стала фильтровать, что можно писать, что нет, и интереса у меня поубавилось.
На ваш взгляд, Интернет – достойная альтернатива телевидению?
- Я перестала смотреть телевизор года три назад. Кроме раздражения, он у меня ничего не вызывает. Кино смотрю через Интернет, новости тоже. Газеты и журналы тоже поотпадали. Все можно читать в Сети. В Интернете ты свободен. Тебе никто не будет мешать в плане рекламы, и не будет влиять на твое мировоззрение.
С рекламой дружите? Выбираете сами или доверяете подсказкам специалистов?
- Я доверяю собственному сердцу. Есть вещи, которые можно рекламировать, в которых ты не стыдно смотришься, зарабатываешь деньги и не врешь потребителю. А есть, где ты врешь и зарабатываешь деньги. Наверно, плохо спать потом по ночам. Я точно знаю, что смогу делать и что не смогу.
Например?
- Я уже больше пятнадцати лет являюсь тем, чем являюсь, и радикально что-то менять было бы неорганично. Могу сделаю себе ирокез – ну, посмеемся вместе. Если это будет в формате фана, я согласна. Я легко могу над собой смеяться. Но рекламировать сладкую газировку не стану, потому что она вредна для здоровья.
Значит, не побоялись бы сняться в креативной рекламе? Мадонна в рекламном ролике бывшего мужа Гая Ричи посмеялась над образом дивы, вышло просто отлично.
- Единственное, чего бы я побоялась, что у меня не хватит комического таланта. Если бы я твердо была уверена, что это будет смешно, абсолютно не побоялась бы. Мне, наверно, проще, потому что я не считаю себя созданием небесной красоты. Терять то, что есть мне не страшно. Наверное, красавицам это тяжело дается. Во мне же присутствует большой элемент самоиронии.
Думаете, известные кинорежиссеры добавят нашей рекламе того самого драйва, неповторимости и фирменного стиля для эффекта и эффективности?
- В любом случае будет приятнее смотреть телевизор. И реклама не будет вызывать стойкого обратного процесса. Когда я вижу нашу рекламу, то понимаю, что никогда не куплю это. Чтобы я купила это, мне это нужно по-другому продавать.
Как по-другому?
- Я помню потрясающий английский ролик, который рекламировал средство от головной боли. Начинался он со старушки, которая в саду что–то там пропалывала и вдруг оглядывалась по сторонам и давала себе со всего маха граблями по лбу. Другая делала тоже самое только на кухне и скалкой, пока ее никто не видел. И так далее, третья, и четвертая тоже лупили себя по голове. Это шок. В итоге все они сидели с примочками на лбу перед кабинетом доктора, и выходил потрясающей красоты доктор, который давал им эти пилюли от головной боли. Реально очень смешно выглядело. Даже захотелось эти пилюли купить.
Такая реклама способна, хоть на короткое время, заставить вас включить телевизор?
- Наверное, да. Такая реклама работает. Знаете, если говорить об эффективности рекламы, то самая эффективная реклама – самая тупая, как про Леню Голубкова. Она действовала просто феноменально, потому что она была близка народу. Чем больше реклама становится произведением искусства, тем часто меньше она выполняет свою функцию, которую она должна выполнять. Я ходила на «Ночь пожирателей рекламы». Там, действительно, много смешной, потрясающей, гениальной рекламы, которая претендует на произведение искусства в малом жанре. Конечно, если что-то делать, то нужно делать произведение искусства. Тут важен талант режиссеров и специалистов по рекламе.
Как думаете, артист должен задумываться о маркетинге своего творчества или лучше все поручить команде профессионалов?
- Пусть лучше артист задумывается о том, как ему написать хорошую песню. Если он будет задумываться обо всей этой маркетинговой истории, он не будет уже артистом, нечего будет продвигать. Будет просто выдохшийся квас, в результате (улыбается).
А за иностранными артистами наблюдаете? Замечаете что-то, чего в нашем шоу-бизнесе явно не хватает и хотелось бы позаимствовать?
- Наш шоу-бизнес настолько нельзя сравнивать с иностранным, что я даже параллелей не могу провести. У нас он абсолютно местечковый, деревня «Гадюкино» такая. Мировые тенденции и законы нам не указ. У нас страна «наоборот» в этом плане. Но поскольку другой страны у нас нет, все приняли правила игры, вернее, их отсутствие, и все мы по ним «играем». Собственно говоря, так не только в шоу-бизнесе.
Как думаете, что-нибудь изменится?
- Я надеюсь, что изменится. То, что уже изменилось в лучшую сторону, это качество артиста. Те молодые артисты, что приходят – реально более профессиональные. Как правило, хорошо поют. Во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление. Лет десять назад умение петь было не обязательным. Это было дико цинично. Но слово «искусство» из употребления постепенно уходит. Сейчас это называется шоу-бизнес. Когда начинаешь говорить об искусстве, об перформансах, арт-экспериментах, что хочется развиваться – это не про нашу страну. В лучшем случае, у нас могут содрать кальку с того, что уже было в мировом прокате. У нас никто не хочет рисковать. На одном очень популярном радио мне как-то сказали такую вещь: « Нам не нужно образовывать народ. Нам нужно продать килограмм сосисок». И это правда. Все упирается в то, продастся или не продастся рекламное время.
А как найти своего продюсера и, особенно, не разойтись с ним в вопросе финансов?
- Ничего не могу посоветовать. У меня это было давно. Мы с продюсером разошлись через год, и больше у меня продюсера никогда не было. Сейчас у меня прекрасный менеджмент. Мне кажется, это везение. Такое, как удачно выйти замуж за миллионера, который окажется умным, добрым, любящим детей, не гулящим, молодым и красивым. Это такой вариант, близкий к нулевой вероятности (улыбается).
Когда артист сам себе менеджер - это хорошо?
- Нет. Должно быть разделение труда . Творчество – это очень тонкая материя. Если у тебя голова забита чем- то другим, то не пишется, хоть умри! Ты должен находиться в другом измерении, во всяком случае, у меня так.
Какой самый бестолковый совет по борьбе за свою популярность вам давали?
- Бестолковость или толковость совета можно проверить только на практике. Некоторые советы, которые кажутся дикими, иногда могут сработать. Когда я писала свои первые песни, девяносто девять человек из ста говорили мне, что никому это не нужно. Все мои попытки что-то делать казались им бестолковыми. Как видите, получилось иначе. Было время, когда музыкальные редакторы на радио вдруг давали советы о том, что и как артисту нужно сделать. Это было смешно. Обычно, я выслушиваю любые советы и предложения, а дальше поступаю как чувствую.
Вы нашли для себя золотое правило шоу-бизнеса, которое помогает вам комфортно в нем существовать?
- Каждый артист ценен собственной индивидуальностью. Если все мы будем пытаться играть по правилам, которые якобы являются правилами успеха, превратимся в поющую биомассу. Если у кого-то есть склонность к скандалам – это его история. Я, к счастью, никогда не смогу привлекать к себе внимание таким образом.
Комментарий эксперта
Вадим Кормилицын, управляющий партнер Национального Агентства «Звезды и Бренды»:
«Шоу-бизнес, пусть даже местечковый, не терпит неопределенности – либо ты варишься внутри этой «каши» и живешь по ее законам, либо – нет, тогда за борт. Нельзя быть чуточку беременной. И если уже ввязался в эту историю, будь добр играть по «правилам», какие они не были бы, в том числе и с точки зрения морали, а потому и лицом торговать нужно, и за рейтингом следить, и светиться где надо необходимо. И наоборот - избегать засветки там, где нежелательно.
Всегда вызывает восхищение искренность артиста, открыто признающего эти реалии российского шоу-бизнеса.
Съемка в рекламе – почти всегда сугубо коммерческий аспект, и все это понимают. Чем шубы лучше сладкой газировки? Да, газировка не полезна для здоровья, но ради шуб убивают животных. Неизвестно, что более аморально. Я бы не советовал артистам морализировать на подобные темы.
Вопрос только в том, кому и что предложили рекламировать и за какие деньги. То, что невозможно прорекламировать за деньги, возможно за Большие Деньги.
Я встречал лишь единичные случаи, когда артисты отказывались от рекламы и больших гонораров».