22 Ноября 2013 | 17:08

Основные тенденции российского рынка мобильного ритейла в третьем квартале 2013 года

По результатам третьего квартала 2013 года наибольший интерес у россиян вызывают бюджетные смартфоны. При этом, выбирая гаджеты, пользователи интересуются не только брендами и техническими характеристиками устройств, но и возможностью получить бонусы в виде мобильного интернета или скидки на связь

image

В третьем квартале 2013 года операционная система Android укрепила позиции самой популярной ОС в России. За год продажи смартфонов, работающих на этой операционной системе, увеличились с 64% до 75,6%, прирост в сравнении со вторым кварталом 2013 года составил 4,4 п.п. Рост популярности смартфонов на Android происходит за счет большого количества доступных устройств, которые вызывают интерес у разных целевых аудиторий. По данным Розничной сети МТС, в ценовом сегменте свыше 10 000 рублей четыре из пяти строчек рейтинга популярных моделей смартфонов занимают устройства на Android (см. таблицу 4). Их отличает большая диагональ (от 4’), наличие камеры и высокая производительность. В топ-5 смартфонов в сегменте 5000-9999 рублей на Android работают три устройства, в сегменте от 1500 до 4999 — один смартфон, но самый продаваемый в России (МТС 970).

С другой стороны, при тотальном превосходстве устройств на Android, россияне гибки и готовы рассматривать смартфоны, работающие на альтернативных операционных системах, в первую очередь — Windows Phone, Asha. Как показывают данные Розничной сети МТС, в третьем квартале 2013 года доля проданных смартфонов на ОС Windows Phone вдвое превысила среднерыночный показатель (11,2% против 6,2%). Произошло это из-за наличия субсидий на мобильные устройства, работающие на продуктах Microsoft.

Тенденция №1. Россиянам интересны гаджеты в комплекте с бонусами от оператора

При выборе новых гаджетов россияне интересуются не только самими устройствами, но и возможностью получить бонусы от операторов. Так, по итогам третьего квартала в лидеры продаж смартфонов, проданных во всех ценовых категориях, вошли устройства, реализованные в рамках маркетинговых акций с операторами связи. Вендорам выгодно, чтобы пользователи были мотивированы различными операторскими бонусами. Таким образом, A-бренды пытаются удержать долю рынка, вступая в борьбе за клиента в коалицию с операторами связи.

Опыт Розничной сети МТС показывает, что на фоне падающего интереса россиян к продуктам A-брендов, связка «гаджет + операторское предложение» позитивно сказывается на продажах. Так, если в третьем квартале 2013 года Nokia занимала 14,6% российского рынка смартфонов, то в структуре продаж Розничной сети МТС смартфоны Nokia заняли в полтора раза больше — 22,4%. Причина позитивной динамики — бонусы, которые в течение всего квартала МТС предлагала покупателям линейки Lumia и Asha, возвращая на счет до двух тысяч рублей на оплату мобильного интернета.

Тенденция №2. RIP Symbian

Третий квартал 2013 года ознаменовал закат эпохи операционной системы Symbian. За год в сравнении с третьим кварталом 2012 года продажи Symbian-устройств в России сократились в 35 раз. В июле-сентябре текущего года лишь 0,3% от проданных в России смартфонов работали на этой системе, тогда как годом ранее — 10,7%. За год в десять раз сократилось и число аппаратов с операционной системой Bada от Samsung — в третьем квартале лишь 1,3% проданных в России смартфонов работало на Bada (годом ранее — 11,7%).

Табл. 1. Структура продаж смартфонов на рынке РФ в разрезе операционных систем в штучном выражении


Операционные системы

3Q2012

3Q2013

Android

64,0%

75,6%

Asha

2,7%

8,9%

IOS

6,0%

7,9%

Windows Phone

4,7%

6,2%

Bada

11,7%

1,0%

Symbian

10,7%

0,3%

Прочие

0,3%

0,1%

Источник: оценка Розничной сети МТС;

Место Symbian в продуктовой линейке Nokia заняли операционные системы Asha и Windows Phone — первая для бюджетных смартфонов серии Asha, вторые — для более дорогой серии Lumia. Такой подход позволил Nokia удержать продажи на уровне 14,6%, продемонстрировав самые низкие из списка лидеров прошлогоднего рейтинга темпы сокращения доли рынка в России. В третьем квартале 2013 года продажи устройств Nokia сократились с 16,7 пп до 14,6 пп, при этом у Samsung тот же показатель снизился с 43,6% до 28,3%, у Sony — с 9,3% до 6,8%, а у HTC — с 7,9% до 6,3%.

Табл. 2. Структура продаж смартфонов в Розничной сети МТС в разрезе операционных систем в штучном выражении


Операционные системы

3Q2012

3Q2013

Android

52,6%

76,9%

Windows Phone

7,6%

11,2%

Asha

2,9%

11,1%

Symbian

19,5%

0,3%

Bada

8,7%

0,3%

IOS

8,4%

0,0%

Прочие

0,2%

-

Источник: Розничная сеть МТС;

Тенденция №3: B-бренды идут в рост

В третьем квартале сохранился главный тренд первой половины 2013 года — слабеющая доля ведущих игроков на рынке смартфонов в России на фоне растущего интереса к недорогим продуктам B-брендов. За год (третий квартал 2012 – третий квартал 2013) совокупная доля Samsung и Nokia уменьшилась на 17,3 п.п. — с 60,3% до 42,9%. При этом, в структуре продаж продолжают укреплять позиции недорогие устройства производителей «второго эшелона»: россияне стали обращать большее внимание на технические характеристики, выбирая продвинутые гаджеты B-брендов.

Рис. 1. Доли вендоров на рынке смартфонов России в натуральном выражении, 2012-2013 гг.

 

Источник: оценка Розничной сети МТС

Популярность брендов «второго эшелона» в России уверенно растет. Самый впечатляющий результат показал российский бренд Explay, который за год увеличил присутствие на рынке с 0,4% до 2,8%, а также марка ZTE – с 0,3% до 1,0%. Устройства Philips модельной серии Xenium в третьем квартале 2013 года в сравнении с третьим кварталом 2012 года выросли в продажах на 1 п.п. до 1,9%, также укрепили позиции Alcatel – с 1,7% до 4,3% и Huawei — с 1,3% до 1,7%. Кроме того, 1,2% рынка заняли появившиеся в конце 2012 года на российском рынке смартфоны Lenovo. Продукты B-брендов нацелены на продвинутую аудиторию, которая ищет наиболее функциональные смартфоны за меньшие деньги, отбирая покупателей у A-брендов.

Розничная сеть МТС во 3 квартале 2013 года

В 3 квартале 2013 года продажи смартфонов в штучном выражении в Розничной сети МТС превысили среднерыночный показатель на 4,5 п.п. Рост продаж произошел за счет интереса к бюджетным смартфонам. Россияне идут в Розничную сеть МТС для того, чтобы приобрести устройства для доступа в интернет. При этом каждый третий смартфон, продаваемый в  крупнейшей операторской рознице России, — устройство под брендом МТС. Доля брендированных аппаратов МТС в третьем квартале 2013 года составила 29,7% от общего объема продаж.

Драйвером роста стал операторский смартфон МТС 970. Появившийся на прилавках в преддверии учебного года, по итогам августа и сентября он стал самым продаваемым мобильным устройством как в Розничной сети МТС, так и в России в целом. Успех МТС 970 обеспечила низкая стоимость при выгодных технических параметрах, а также наличие специального предложения от оператора — покупатели приобретали телефон всего за 1890 рублей, оплатив три месяца мобильного интернета.

Рис 2. Структура продаж смартфонов в Розничной сети МТС по ценовым категориям в штучном выражении

Источник: Розничная сеть МТС

Итоги работы Розничной сети МТС в третьем квартале 2013 года подтверждают тренд рынка — смещение интереса в сторону бюджетных устройств. Если год назад самым высоким был спрос на смартфоны, стоимостью до 10 000 рублей (37,6% общего объема продаж), то в третьем квартале 2013 лидерами стали бюджетного сегмента — от 1500 до 4999 рублей, на которые пришлось больше половины продаваемых в собственной рознице МТС смартфонов (56,5%). Тенденция явно говорит о том, что россияне начали активный апгрейд обычных телефонов, меняя их на смартфоны.

Табл 4. ТОП-5 моделей по ценовым категориям в продажах Розничной сети МТС в 3 квартале 2013 года, в штучном выражении


До 1499 р.

1500 р.-4999 р.

5000 р.-9999 р.

Более 10 000р.

Alcatel OT233

МТС 970

Nokia Lumia 520

Samsung Galaxy S3 mini

Nokia 105

Samsung C3520

Samsung S7562 Galaxy S Duos

Samsung Galaxy S4 16Gb

Nokia 100

Nokia 113

Samsung S5830 Galaxy Ace

Samsung Galaxy I9300 S3

Samsung E1200

Nokia Asha 305

Nokia Lumia 620

Nokia Lumia 720

Nokia 101

Samsung E2232

Samsung S6312 Galaxy Young Duos

Samsung I8552 Galaxy Win

Источник: Розничная сеть МТС;

Доля смартфонов в операторской рознице МТС по итогам 3 квартала 2013 года преодолела рубеж в 50,4%, увеличившись по отношению к 3 кварталу 2012 более чем в 1,8 раза в штучном выражении. Самыми продаваемыми марками смартфонов в рознице МТС по результатам 3 квартала 2013 года вошли Samsung, Nokia, МТС и Alcatel.

Количество салонов Розничной сети МТС (с учетом партнеров, работающих под брендом МТС) на конец 3 квартала 2013 года составило 4 063. При этом, относительно 3 квартала 2012 года число собственных салонов МТС увеличилось с 2776 до 2816.  

Мария Полякова, ITM: «Одной из задач Sales Force Management является создание мощной системы мотивации для персонала» Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Натальей Аббасовой, TBWA\Group Moscow (18-22 ноября)
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.