Итоги недели: цена входного билета, неожиданная концовка в битве холодильника с телевизором
Подводим итоги прошедшей недели и готовимся к выходным

Выход — рубль, вход — два
Возвращение иностранного бизнеса в Россию обрастает новыми подробностями. Выслушав поручение президента Путина, Минфин подготовил проект правил, которые предлагается применять к ушедшим компаниям — если те надумают вернуться. Деталями проекта поделились источники РБК.
Предварительно повторный входной билет будут выдавать в соответствии со следующими принципами:
- чем длиннее производственная цепочка в России, тем лучше;
- локализовали производство — извольте поделиться технологиями, а также поддержать рублем исследования и разработки;
- без СП с нынешними собственниками бывшего бизнеса либо с системообразующими предприятиями — никак, сотрудничать надо.
В общем делиться и еще раз делиться.
Помимо перечисленного власти намерены оценивать уровень конкуренции. Если нишу плотно заняли отечественные игроки, то вход будет сложнее и дороже, и наоборот. Эксперты, опрошенные РБК, намекают, что производителя кофейных капсул Nespresso в России особо не ждут, а возвращению серьезных технологий будут очень рады.
Конечно, смотреть будут и на репутацию. За сомнительные связи с иноагентами и нежелательными организациями спросят обязательно.
Консалтинговая компания Kept подсчитала, что к концу прошлого года 183 компании завершили выход из России. Наиболее распространенным сценарием выхода стала продажа активов какому-либо российскому бизнесу (103 кейса) или локальному менеджменту (40 кейсов). Из оставшихся основная часть ведет бизнес как обычно, лишь немногие приостановили работу и ушли в «режим ожидания».
Кстати про кофе. Отрасль попала в «идеальный шторм» из-за плохой погоды в Бразилии и Вьетнаме, жадности биржевых спекулянтов и пошлин Трампа. Цены буквально испытывают потребителя на прочность: чашка эспрессо в Лондоне стоит 3–4 фунтов стерлингов, капучино в Нью-Йорке подорожало до $8. Инфляция уже сказалась на рентабельности Lavazza, сообщает Financial Times, а в дальнейшем приведет к сокращению потребления кофе.
Новости о возможном подорожании горького шоколада до 350-400 руб. за плитку не добавляют оптимизма. Если же производитель «Аленки» добьется отмены льготных пошлин на какао-ингредиенты (в пику конкурентам Nestle, Mondelez и Mars), негорький шоколад тоже рискует стать роскошью. Улыбаемся и машем, работники умственного труда, цикорий очень полезен для здоровья.
Смотря какой fabric, смотря сколько details
Обсуждение правил для «возвращенцев», о которых шла речь выше, проходит на фоне угасания очередного импортозамещенного бренда. На этой неделе стало известно, что в 2024 году выручка основного юрлица Gloria Jeans снизилась на 14%, а чистая прибыль сократилась вчетверо. Компания попыталась воспользоваться шансом после ухода зарубежных марок одежды, но спустя два года выяснилось: выпускать одежду в России невыгодно.
«У нас очень разнообразный продукт и мы очень уступаем в качестве, моде и цене альтернативным поставщикам. Мы больше не производственная, а ретейлер-компания», — заявил основатель и председатель совета директоров Gloria Jeans Владимир Мельников.
Далее последовала
новость
о закрытии сети магазинов Ready! Steady! Go!, которую развивала компания. В
планах Gloria Jeans было открытие 50–100 торговых точек, однако плохие продажи
скорректировали стратегию.
Аналогичным образом владелец сети Lady & Gentleman City отказался от бренда Just Clothes, который задумывался как замена ушедшему Uniqlo.
Пожалуй, единственной историей успеха можно считать бренд Lime. Сеть продолжает наращивать выручку, а после въезда в флагманский магазин Nike на Кузнецком Мосту нацелилась на площади Louis Vuitton в ГУМе.
Это все к вопросу об оценке уровня конкуренции в различных отраслях. Кажется, борьба в отечественной fashion-индустрии развернулась нешуточная, но россиянам все равно не хватает любимых брендов, и никакое импортозамещение не способно залатать дыру, образовавшуюся на месте Zara и H&M.
Холодильник против телевизора: победителей нет
Менять стратегию вынуждены не только модные бренды. О новом векторе развития объявил и «М.Видео-Эльдорадо». Ретейлер решил уделять больше внимания сервису и клиентскому опыту, поскольку клиенты не спешат покупать бытовую технику.
Спрос начал падать еще весной прошлого года, и ужесточение политики ЦБ не способствовало его восстановлению. Высокая ключевая ставка и новые требования к заемщикам привели к увеличению доли отказов в потребительских кредитах, а сами потребители почитали новости и отложили крупные покупки в ожидании иностранных брендов.
«Такой ситуации на рынке БТиЭ я не помню… за все 30 лет бизнеса», — написал основатель и владелец сети DNS Дмитрий Алексеев. Да, сколько российского потребителя ни корми, а он все на Dyson и Kia смотрит.
Шайбу!
Закончить итоги хотелось бы триумфом Александра Овечкина. Почитайте, как бренды реагировали на 895-ю шайбу хоккеиста и скажите себе: I'm okay. Russian machine never breaks.