Кофе, сыры и шампуни сменили лидеров продаж
Изменения в топ-3 произошли в категориях алкоголя, молочной продукции, горячих напитков, кондитерских изделий и ухода за волосами
В текущем году аналитики «Нильсен» отказались от идеи единого рейтинга крупнейших FMCG-брендов. Вместо этого компания изучила 14 индустрий и выделила в них лидеров по продажам в денежном выражении. В большинстве категорий топ-3 брендов остался неизменным. Перестановки произошли в категориях алкогольной продукции, молочных товаров, горячих напитков, кондитерских изделий и ухода за волосами.
В алкогольном сегменте «Старый мельник» (ABInBevEfes) потеснил «Жигулевское» («Балтика») и вышел на третье место. В молочке «Брест Литовск» («Савушкин продукт») и «Домик в деревне» (PepsiCo) поменялись местами — бренд PepsiCo опустился на третью позицию. В чайно-кофейной категории Monarch (JDE) взлетел сразу на пять строчек и занял первое место, обогнав Nescafe (Nestle).
В кондитерской группе в топ-3 вошел Alpen Gold (Mondelez International), «Яшкино» («КДВ Групп») поднялось на второе место, тогда как Milka потеряла три позиции. В категории ухода за волосами место в первой тройке занял Elseve (L’Oreal), а Fructis (L’Oreal, Garnier) стал выше на одну строчку.
В целом динамика FMCG-рынка ускорилась с 9,1 до 14,1%. Как и годом ранее, основной вклад в номинальный рост продаж внесла инфляция (9%). Реальный спрос обеспечил около трети номинального результата (5,1%), говорится в исследовании «Нильсен». Эти данные учитывают продажи в сетевой рознице, в онлайн-магазинах и на маркетплейсах, а также традиционную торговлю.
Самыми быстрорастущими каналами остаются ecom (+33,4%) и «жесткие» дискаунтеры (+22,9%). Важнейшим драйвером для «жестких» дискаунтеров и минимаркетов было увеличение числа торговых точек — оба сегмента активно расширяются, тогда как онлайн-рынок растет за счет натуральных продаж.
Согласно подсчетам «Нильсен», в прошлом году на рынок вышло 11,9 тыс. новых FMCG-брендов — это на 14% больше, чем в 2023-м. Тогда количество новых брендов оценивалось в 10,4 тыс. штук. Ассортимент расширяется за счет двух основных факторов: уже существующие игроки осваивают новые ниши, а ретейлеры развивают СТМ. Частные марки нисколько не надоели сетям, наоборот, они работают над улучшением качества и ассортимента СТМ, чтобы достучаться до более обеспеченных потребителей.
Лидерами по доле новинок остались кондитерские изделия и алкоголь. Остальные места в топ-10 заняли новые категории, причем половина рейтинга приходится на непродовольственные сегменты. Это результат продолжающейся локализации бизнеса, занятия освободившихся ниш и общего вектора развития рынка.
Что касается аутсайдеров, то с рынка ушли 16% FMCG-брендов, запущенных в 2023 г.