На санатории в России пришлось около 10% всего внутреннего турпотока
Около 10% всего внутреннего турпотока приходится на лечебный и оздоровительный туризм. Показатели по санаторному турпотоку за 2022 г. превышают доковидные данные 2019 г. — более 6 млн человек, по словам Михаила Данилова, медицинского директора Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья.
Ассоциация туроператоров России (АТОР) со ссылкой на экспертов, пишет, что пандемия помогла заново переоценить значение санаторно-курортного сегмента, когда восстановление после перенесенного заболевания происходило именно в этих оздоровительных учреждениях.
В 2023 г. в санаторно-курортной отрасли запланировано открытие 30 новых объектов с общим объемом финансирования около 200 млрд руб.
Однако продолжительность пребывания в санаториях становится меньше, чем традиционный отпуск в 10–14 дней, поэтому многие оздоровительные заведения сократили свои программы и пересмотрели другие аспекты деятельности.
Из-за этого, по мнению Натальи Костенко, заместителя председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, понятие санатория как сложной рекреационной структуры постепенно размывается. Туристы все чаще выбирают отели с дополнительными санаторными услугами, а не санатории с пляжным отдыхом.
Представители бизнеса отметили, что клиенты не готовы покупать туры в традиционные оздоровительные заведения «советского образца». Они хотят видеть обновленные санатории с короткими, но эффективными современными программами оздоровления — детокс, антистресс, ЗОЖ, практики йоги.
Специалисты турбизнеса также заявили, что санаторной отрасли в целом необходим новый менеджмент в сфере обслуживания и продвижения. В «обновленном санаторном маркетинге» необходимы амбассадоры и более современные подходы в плане привлечения новых клиентов через отзывы и рекомендации знакомых.
При выстраивании маркетинговой стратегии владельцам санаториев также необходимо учитывать обновленную целевую аудиторию. Средний возраст туристов в таких учреждениях значительно уменьшился. Сейчас в основном брони приходят от россиян в возрасте 25–35 лет.