АКАР: интернет обогнал ТВ по объемам рекламы за третий квартал 2017 года
Расходы рекламодателей в интернете за январь-сентябрь 2017 года сравнялись с расходами на телевидение. По итогам третьего квартала digital и вовсе опередил ТВ. В целом рынок перестал отставать в своей динамике от прошлого года благодаря улучшению экономической ситуации
Объем российского рынка рекламы за девять месяцев 2017 года вырос на 14% и достиг 285-287 млрд руб., сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Динамика отдельно третьего квартала оказалась выше – 16%.
Прирост рынка за первый квартал и первое полугодие 2017 года отставал от 2016 года. В мае, комментируя итоги января-марта, эксперты АКАР объясняли это низкой базой в 2016 году. По итогам девяти месяцев динамика рынка не только перестала отставать от темпов прошлого года, но даже немного опередила их (14% против 13%). Сопредседатель комитета исследований, аудита и рекламных технологий АКАР Сергей Веселов объяснил это улучшением экономической ситуации в России.
Оценка объемов рынка рекламы АКАР за январь-сентябрь 2017 г.
Сегмент |
Объем сегмента, млрд руб. |
Динамика, % |
Телевидение |
116-117 |
13 |
в т.ч. эфирные каналы |
112,5-113,5 |
12 |
нишевые |
3,49 |
42 |
Радио |
10,3-10,5 |
2 |
Пресса |
12,4-12,6 |
-10 |
в т.ч. газеты |
3,4-3,5 |
-3 |
журналы |
7,3-7,4 |
0 |
рекламные издания |
1,6-1,7 |
-45 |
Out of Home |
31,1-31,3 |
9 |
в т.ч. наружная реклама |
24,4-24,6 |
7 |
Интернет |
115-116 |
23 |
ИТОГО |
285-287 |
14 |
Источник: данные АКАР
Телевидение и интернет остаются основными рекламными медиа: они совокупно заняли по итогам января-сентября 2017 года 81% от всего рынка, а также показали самую высокую динамику прироста: интернет – 23%, телевидение – 13%. В абсолютных цифрах за девять месяцев затраты на эти два медиа практически сравнялись друг с другом, а за июль-сентябрь интернет впервые обогнал телевидение по объемам вложений: 41 млрд руб. (43% от всего рынка) против 36 млрд руб. (38%). При этом по итогам текущего года «интернет вряд ли будет больше [телевидения]», сообщил г-н Веселов.
«Основной вклад в поддержание высоких темпов роста [интернет-рекламы] обеспечен такими сегментами как видеореклама в интернете, мобильная реклама, поисковая реклама и performance-инструменты», – цитируется в сообщении АКАР Борис Омельницкий, президент Interactive Advertising Bureau (IAB) Russia, сотрудничающей с ассоциацией в оценке digital-рынка. Он отметил, что данные могут быть уточнены экспертами IAB по итогам года. За девять месяцев 2017 года интернет-реклама выросла теми же темпами, что и за первое полугодие. Тогда самым динамичным сегментом оказалась видеореклама (+29%), а крупнейшим – объявления в поисковых системах (почти 46% интернет-рынка). Разбивку по отдельным сегментам интернет-рекламы в IAB Russia обещают опубликовать позднее.
Объемы рекламы в печатных СМИ замедлили свое падение по сравнению с прошлым годом (10% против 15%). Отдельно в третьем квартале пресса упала по сравнению с прошлым годом на 2%, хотя в первом квартале падение составляло 18%. Сегмент журналов смог прекратить падение и вышел «в ноль» по итогам января-сентября 2017 года. Рекламные издания продолжают падать сильнее остальных подсегментов печатной прессы – на 45% за девять месяцев. Г-н Веселов полагает, что этот вид медиа уйдет в будущем в интернет. По его словам, АКАР даже может исключить отдельную строку для рекламно-информационных изданий в оценке 2017 года, поскольку абсолютные значения «будут очень скромными». В этом случае расходы рекламодателей на такие издания будут отнесены к обычным газетам и журналам.
Наружная реклама выросла по итогам девяти месяцев 2017 года на 7%, как и в 2016 году. За год динамика роста этого медиа замедлилась с 12% в первом квартале до 5% в третьем квартале. Весь сегмент Out of Home (OOH) вырос за январь-сентябрь на 9%. Разбивку по другим подсегментам OOH ассоциация дает только два раза в год. Г-н Веселов сообщил, что транзитная реклама выросла «опережающими темпами» благодаря рекламе в метрополитене, а «вклад indoor и рекламы в кинотеатрах достаточно скромный».
Общий объем региональной рекламы в четырех медиа за январь-сентябрь 2017 года достиг 31 млрд руб. – на 3% больше, чем в 2016 году. Телевидение, радио и наружная реклама выросли, пресса – упала, сообщила АКАР.
По итогам 2017 года в АКАР ожидают прироста рекламного рынка на 11-14% – до 400-410 млрд руб. «Таким образом, он уверенно претендует на 5 позицию в европейском рейтинге, приближаясь к объему рынка Италии», – приводит пресс-служба АКАР слова президента организации Алексея Ковылова. Схожих темпов ожидают и рекламные группы. Согласно прогнозу GroupM, рекламный рынок за год должен вырасти на 13,5%. В сети медиаагентств Zenith полагают, что объем рынка вырастет на 12,6%.