Основные потребительские тренды Китая 2012 года
Для того, чтобы привлечь внимание потребителя, участникам рынка придется как следует потрудиться. Об инновационных подходах к покупателю в 2012 году специалисты медийного агентства MEC рассказали в ежегодном прогнозе развития потребительских трендов Китая
Изменения в Китае происходят с головокружительной скоростью. Перед некоторыми участниками рынка эти изменения открывают заметные конкурентные преимущества. Для других участников рынка активность конкурентов станет определенным вызовом. Поскольку темп изменений, происходящих в стране, все убыстряется, шансы остаться «в хвосте» очень велики. Таким образом, крайне важным становится умение держать руку на пульсе – с помощью изучения потребителя.
Это уже второй прогноз развития потребительских трендов Китая, опубликованный MEC. Некоторые из трендов, упомянутые в отчете за прошлый год, в этом году стали крайне актуальными. Другие тренды, такие как «Потребление, ориентированное на группу лиц» и «Потребление согласно опыту восприятия», представлены в новом отчете в слегка измененном виде.
Был улучшен методологический подход к составлению прогноза. Как и в прошлом году, в агентстве собрали данные 50 наблюдателей из различных областей страны. Для улучшения методологического подхода агентство MEC отобрало наиболее часто упоминаемые наблюдателями тренды и попросило 565 потребителей из 7 городов составить их рейтинг в ходе онлайн-опроса. Затем компания проанализировала данные нескольких исследований по результатам потребления и приверженности к определенным средствам рекламы, выделив количественные данные для того, чтобы составить рейтинг из 12 трендов.
T1 Индивидуальное потребление |
T7 Ленивое потребление |
T2 Экологическое потребление |
T8 Из потребителей в руководители |
T3 Гибридная экономика |
T9 Альтернативный опыт восприятия |
T4 360 °-ые технологии |
T10 Комплексное потребление |
T5 Взаимопроникновение виртуального и физического миров |
T11 Миром правят игры |
T6 Бесплатно?? Бесплатно!! |
T12 Zhai (Кокон) |
T1. Индивидуальное потребление
Раньше слову «индивидуализм» придавался в Китае крайне отрицательный смысл.
Считалось, что индивидуалист – это человек, заботящийся лишь о себе, и никогда
- об окружающих. Однако современные китайцы уже рассматривают индивидуализм как
качество, которым необходимо обладать и которое нужно успешно развивать. Жители
Поднебесной больше не живут по принципу «птицу, которая показала свой хохолок,
подстреливают». Вместо этого у нынешнего поколения китайцев появился новый
неофициальный слоган: «У меня есть собственные интересы». Они охотнее, чем
раньше, делятся личной информацией с другими людьми и не стесняются быть
центром внимания. Хорошим примером развития этой тенденции является возросшая
популярность персональных медиа, в т.ч. блогов, микроблогов и личных страниц.
Так, за последние 4 года число блогеров в Китае выросло на 12%, а число
пользователей сети weibo (китайский аналог Twitter) удвоилось только за
последний квартал. У самого обычного человека появилась возможность иметь
собственную платформу для «вещания». Каждый индивид, в свою очередь, является
источником информации и центром своей сферы влияния.
T3. Гибридная экономика
С развитием
экономики и повсеместным распространением интернета политика сосредоточения
исключительно на собственном развитии становится слишком опасной для участников
рынка. Все большее количество брендов и категорий экономики расстаются со своим
уютным коконом и начинают экспериментировать с новыми формами совместных
предприятий: автопроизводители объединяются с производителями сумок и
чемоданов, пенсионные схемы – с производством товаров ежедневного потребления.
Развивается социальное телевидение, соединяющее в себе собственно телевидение,
мобильные устройства и социальные сети. Дело не только и не столько в
объединении различных брендов – изменился сам подход: ранее не связанные друг с
другом категории экономики вступают в альянс, чтобы соответствовать
изменившимся нуждам потребителей.
T4. Технологии на все 360°
Из-за
изменений, произошедших в современном образе жизни, люди стали более зависимыми
от науки и технологий. Человек носит с собой целый набор высокотехнологичных
устройств, у каждого из которых есть собственное назначение. В то же время
существуют все признаки того, что интеграция технологий становится главным
трендом. Многие устройства уже явно или неявно связаны друг с другом: с помощью
мобильных телефонов можно управлять телевизором, а светильники умеют
моделировать звуки. В будущем, вместо обилия высокотехнологичных устройств с
одной-единственной функцией, потребители обнаружат себя окруженными
технологиями на все 360 градусов. Можно говорить о том, что наука и технологии
будут буквально пронизывать их жизнь.
T6. Бесплатно?? Бесплатно!!
В то время как экономика переживает взлет цен почти на каждый товар и услугу,
появление рыночной концепции «бесплатных услуг» представляется вполне
предсказуемой. Уже сейчас у потребителей есть возможность приобрести
определенные товары и услуги без необходимости платить за них. С 2004 по 2011
год среди потребителей наблюдается рост пользования бесплатными услугами – с
17% до 23%. Все большее число брендов включает «бесплатную» стратегию в свои
кампании по завоеванию рынка. Учитывая тот факт, что между товарами одной
категории различных производителей нет такой уж сильной разницы, умение убедить
покупателя присмотреться к новому продукту путем предложения бесплатного
образца может стать преимуществом для участников рынка. Бесплатные образцы из
инструмента продвижения нового товара превращаются в долговременную
бизнес-модель. Категория «бесплатности», в свою очередь, может принимать
различные формы: бартера, обязательного участия потребителя в продвижении
товара или даже фактической оплаты товара путем осуществления неких услуг для
компании-производителя.
T8. Из потребителей в руководители
В
древнем Китае говорили: «Когда каждый подливает масла в огонь, языки пламени
становятся выше». Новый путь к успеху в эпоху интернета – научиться
использовать мудрость и силу широких потребительских масс в наиболее выгодном
ключе. Процент потребителей, принимающих участие в интернет-дискуссиях, вырос с
2,8% до 9,4% за период 2009-2011 гг. Одно-единственное слово, сказанное
производителем, тут же вызывает широкий отклик покупателей и превращается в
снежный ком из комментариев.
Например, успех мобильных телефонов Xiaomi родился как раз из обращения к
широким массам потребителей. Операционная система телефонов под названием MIUI
постоянно тестируется и совершенствуется при непосредственном участии
потребителей, и все произведенные изменения анонсируются
компанией-производителем каждую пятницу. Каждый пользователь Xiaomi, таким
образом, может стать потенциальным дизайнером мобильного телефона и принимать
решения о том, что лучше для его пользователей.
T12 Zhai (Кокон)
Тенденция к
домоседству, «закукливанию» людей возникла уже давно. Известный американский
специалист по прогнозированию трендов Faith Popcorn впервые предложил тренд
«Кокон» еще в 1992 году. За последние годы этот тренд превысил критическую
массу в Китае и становится все более заметным. Домоседов в Китае именуют словом
Zhai. За последние 7 лет количество людей, попадающих в эту категорию,
значительно возросло. В ходе специализированного исследования по стилю жизни
Zhai, проведенного MEC, около 76% респондентов выразили уверенность в том, что
домоседство вскоре будет становиться стилем жизни все большего количества
людей. Его повсеместное распространение влечет за собой образование целой новой
Zhai-экономики: доставка товаров на дом, электронная коммерция, повышенный
спрос на коммуникационные и высокотехнологичные товары.
Выводы и рекомендации
• Принимая во внимания продолжающуюся интеграцию технологий и медиа (см Т3 и Т4), брендам следует разработать основную идею, которую легко развивать, и контент достаточно пластичный для того чтобы беспрепятственно перетекать из одного информационного канала в другой. И наоборот, в каждом информационном канале может содержаться различная информация о бренде, что, в свою очередь, будет поощрять потребителей на сбор сведений о бренде или на использование разрозненных частей информации о бренде для создания собственного «пользовательского контента» бренда.
• С развитием T1 и T8 задача по максимальному использованию возможностей широких масс потребителей становится своеобразным Эверестом, который участникам рынка предстоит покорить. Им следует не только приглашать потребителей к обсуждению бренда, но и использовать их креативный и инновационный подход, предлагая реально участвовать в развитии товаров и услуг.
• Границы «новых медиа» продолжат расширяться. Развитие трендов T1 , T6 и T8 позволит каждому отдельному потребителю стать потенциальным информационным каналом для распространения бренда. В то же время «бесплатная» стратегия – это эффективное средство подключить потребителей к распространению месседжа бренда в обмен на товары и услуги.
• Для того чтобы воспользоваться набирающим силу трендом T12, нужно сделать три шага: 1) стать «другом» потребителя в цифровом мире и помочь ему вести здоровый и насыщенный образ жизни, будучи домоседом; 2) выстроить позитивный и прогрессивный образ бренда, инициировать и принимать участие в таких мероприятиях, которые смогут «выманить» домоседа в реальный мир и познакомить его с другими людьми; 3) стать мостом, который незаметно поможет домоседу соединить берега виртуального и физического миров.
Тереза Лу, национальный директор по стратегическому планированию, аналитике и разработке концепций агентства MEC China отметила: «Формулировка трендов представляет собой широкую точку зрения на бизнес-процессы, так что, если вы сможете прочувствовать их, то многие рыночные наблюдения и концепции станут для вас гораздо понятнее. Умение делать выводы о новых и набирающих силу трендах даст участникам рынка большое конкурентное преимущество в битве за потребителя. Цель прогноза по потребительским трендам Китая в 2012 году – вдохновить участников рынка на создание новых бизнес-концепций, новых товаров или услуг и новых подходов к потребителям».
Источник: WPP