19 Августа 2011 | 09:44

Лекарства пошли по миру

К концу года, по прогнозам маркетинговых компаний, рост может смениться полной стагнацией. Это стало неприятным сюрпризом для крупного международного фармацевтического бизнеса, инвестировавшего под давлением властей в развитие российской фарминдустрии значительные средства

Картинка Лекарства пошли по миру

Экономический кризис, который чудесным образом миновал отечественный фармацевтический рынок два года назад, догнал отрасль в первом полугодии 2011-го. По данным экспертов, ударные темпы роста на 20–25% в год уже остались в прошлом. К концу года, по прогнозам маркетинговых компаний, рост может смениться полной стагнацией. Это стало неприятным сюрпризом для крупного международного фармацевтического бизнеса, инвестировавшего под давлением властей в развитие российской фарминдустрии значительные средства. Последняя надежда отделов продаж иностранных корпораций, увязших в российском рынке, — гарантированные государственные закупки дорогостоящих препаратов как федерального, так и регионального уровня.

«Лекарства, продающиеся в аптеках, дорожали за последние шесть месяцев значительно медленнее, чем другие потребительские товары в нашей стране, в первую очередь продовольствие», — сообщил «МН» генеральный директор центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николай Демидов. По его данным, цены на медикаменты выросли в коммерческой продаже в среднем по России на 5%, в то время как продукты питания подорожали в среднем на 18%, а бензин — на 20–25%. Не подстегивает цены на лекарства и увеличение накладных расходов всей товаропроводящей цепочки — от производителя, для которого подорожали коммунальные платежи, до вынужденной платить больше за аренду помещений аптеки.

Сдержанность ценовой политики оптовых и розничных фармдистрибьюторов объясняется снизившимся спросом на медикаменты в первые месяцы 2011-го. «Наблюдается серьезная затоваренность складов практически всех дистрибьюторов и производителей. Даже в кризисный 2008 год спрос был больше, хотя риски, связанные с изменением курса валют, были выше сегодняшних, — говорит Демидов. — Проще говоря, россияне опять стали экономить на лекарствах».

По прогнозам «Фармэксперта», учитывая сложившуюся тенденцию и уровень инфляции, рост коммерческого фармацевтического рынка в стране по итогам года не превысит 2–3% в рублевом эквиваленте. Этот прогноз полностью совпадает с ожиданиями директора маркетингового агентства Cegedim Strategic Data Давида Мелик-Гусейнова. «Итоги первого полугодия 2011 года, и особенно второго квартала, когда мы получили всего 7% роста, что ниже инфляции, несомненно, скажутся на инвестиционной привлекательности отрасли через несколько лет», — сказал он «МН». По словам Мелик-Гусейнова, «фарма — это не нефтянка, у нее рубильника нет», поэтому планы западных корпораций относительно развития на отечественной почве будут корректироваться постепенно, но неуклонно.

А пока каждая компания, вложившая деньги в Россию, спасается как может: ищет островки стабильности в пучине отечественного рынка. На обедневших обывателей, понятное дело, нет никакой надежды. А спасательный круг госзакупок и до кризиса привлекал слишком много желающих. На этом фоне «третьим путем» для крупного фармбизнеса стали региональные программы лекарственного обеспечения, которыми они раньше гнушались по причине скромности сумм, заложенных в них на закупку дорогостоящих препаратов. Но сегодня такие программы есть фактически во всех регионах-донорах, и рассчитаны они в первую очередь на обеспечение противоопухолевыми препаратами онкологических больных. Несмотря на то что онкологические заболевания являются самой распространенной причиной смерти в стране, за счет федеральной программы «7 нозологий» лекарствами обеспечиваются только гемаонкологические больные.

Мониторинг муниципальных закупок лекарств, который ведет «Фармэксперт», показывает, что в некоторых регионах наблюдается бум госконтрактов на поставку дорогостоящих препаратов — они растут в разы быстрее рынка. В Краснодарском крае в первом полугодии противоопухолевые препараты герцептин, кселод и авастин закуплены на 698 тыс. долл., что вдвое больше, чем в прошлом году. А в Татарстане, который всего за несколько месяцев из аутсайдера списка региональных закупок дорогостоя превратился в один из лидирующих регионов, за первые шесть месяцев года тот же набор был закуплен на 524 тыс. долл. (против 67 тыс. долл., потраченных в первом полугодии 2010 года).

И это только начало новой тенденции. «Традиционно основной объем региональных средств тратится на закупки во втором полугодии, точнее — в конце года, когда приходится докупать заканчивающиеся лекарства и сводить дебет с кредитом», — поясняют эксперты. По словам представителей отрасли, гиганты западной фармы сейчас атакуют региональных руководителей здравоохранения и губернаторов, а также колесят по стране с концертами и общественными акциями в поддержку «современных методов лечения» рака.

 

Источник: Московские новости

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.