21 Июля 2010 | 09:29

Электронных книг стало продаваться больше, чем бумажных

Продажи электронных книг в крупнейшем мировом интернет-магазине Amazon.com превысили продажу их копий в твердых обложках. Рунет этим похвастать не может. Мешают дешевизна бумажных изданий, высокая стоимость электронных устройств для чтения и пираты

Картинка Электронных книг стало продаваться больше, чем бумажных

Как сообщил Amazon.com, магазин продает на 80% больше электронных книг, чем изданий в твердом переплете. Месяц назад магазин снизил стоимость собственного устройства для чтения Kindle на треть до $189. В результате продажи Kindle увеличились втрое и популярность электронных версий книг резко выросла.

Результаты Amazon.сom — один из ярких примеров общей тенденции, указывают аналитики PricewaterhouseCoopers. По их прогнозу, при постоянном снижении продаж бумажных книг в последние годы мировой оборот электронных книг в этом году вырастет по сравнению с 2009 г. на 60% и достигнет $1,6 млрд.

Российский рынок электронных изданий на мировом фоне практически незаметен и в этом году составит $6 млн (оценка российской интернет-компании iMobilco). В доходах российских издателей эта цифра также несущественна. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в прошлом году в стране было продано книг на сумму $2,5 млрд, что на 20% меньше, чем годом ранее. Таким образом, на электронные книги приходится менее четверти процента от продаж бумажных изданий. Для сравнения: в США эта доля составляет 1,3% (расчеты «Ведомостей» на базе данных американской ассоциации издателей, см. врез). Другой пример: по словам представителя российской интернет-компании Ozon.ru Михаила Осина, в этом магазине сейчас доступно 370 000 обычных книг и только 22 000 наименований электронных.

С другой стороны, спрос на электронные книги у российских читателей быстро растет. По словам основателя iMobilco Сергея Белоусова, последние три года их продажи ежегодно удваиваются. Российский рынок лишь на несколько лет отстает от американского, уверен он. В 2002 г. продажи электронных книг в США составляли всего $2 млн. «Как показывают наши эксперименты с магазином lib.rus.ec, читатели готовы платить за скачивание книг», — указывает он.

Влияет на ситуацию относительная дешевизна бумажных изданий совокупно с относительно высокой стоимостью портативных устройств для чтения. По данным Mobile Research Group, средняя цена устройства для чтения в России сейчас составляет 9000 руб. Активный читатель в России покупает около 20 бумажных книг в год по средней цене $10, рассуждает Ильин, получается, устройство для чтения окупается только через пару лет и такие аппараты пока очень капризны и часто ломаются. По его словам, ситуация с электронными книгами коренным образом изменится только после резкого падения цены на устройства для чтения.

Белоусов же считает, что причина в том, что у издательств часто нет прав на электронные версии книг. Прежде по умолчанию считалось, что издатель, подписывая договор с автором, получает права на любой способ распространения книги. Но после вступления в силу с 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса требуется отдельное согласие автора именно на интернет-продажи, подтверждает гендиректор издательства «Альпина паблишер» Алексей Ильин. Однако многие западные издательства из-за высокого уровня пиратства не готовы давать такие права российским партнерам, указывает он. Кроме того, порой сами авторы отказывают издательствам по тем же причинам.

«Даже выпуская бумажные книги, я сталкиваюсь с таким количеством плагиата, что выпускать свои книги в интернет я точно не готова», — говорит Елена Ветлужских, бизнес-тренер и автор нескольких книг. Еще одна проблема с авторами в том, что издательства не готовы платить им значительные авансы за электронные версии в отличие от бумажных книг, указывает финдиректор АСТ Олег Бартенев. Такие авансы (в среднем 25% от розничной цены издания в сети) пока невозможно окупить. Российским издателям не выгодно работать с электронными книгами еще и из-за «чрезвычайно низкой» цены на электронные книги в рунете, которая доходит до 30 руб., считает другой издатель. Для сравнения: Amazon.com продает 80% своих книг по $9,99.

 

Автор: Ксения Болецкая, Мария Дранишникова

Источник: Ведомости

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru