Первые на сейле
Группа "Видео Интернешнл" (ВИ; обслуживает "Первый", ВГТРК, "СТС Медиа" и др.) не смогла увеличить сопоставимые продажи телерекламы в первом квартале 2010 года
Группа "Видео Интернешнл" (ВИ; обслуживает "Первый", ВГТРК, "СТС Медиа" и др.) не смогла увеличить сопоставимые продажи телерекламы в первом квартале 2010 года. Зато ее главный конкурент и второй по величине селлер в стране — альянс "Газпром-медиа" и "Алькасара" (обслуживают НТВ, ТНТ и "ТВ Центр") — добился 18-процентного роста. ВИ впервые уступила в динамике: даже в кризисном 2009 году ее сопоставимые продажи в натуральном выражении выросли на 3%, а у альянса — снизились на 4%.
До января 2010 года "Видео Интернешнл" обслуживала 11 телеканалов (см. таблицу на стр. 12), контролируемых соответственно компанией "Первый канал" ("Первый") и холдингами ВГТРК ("Россия 1", "Россия 2"), "СТС Медиа" (СТС, "Домашний", ДТВ), "Профмедиа" (ТВ-3, MTV, 2Х2), "АФ Медиа Холдинг" ("Муз-ТВ", 7ТВ). Теперь их стало 13 — добавились РЕН ТВ и "Пятый канал", входящие в Национальную медиагруппу (НМГ). Сопоставимые продажи ВИ (без учета каналов НМГ) в первом квартале остались примерно на уровне января—марта 2009 года — 230,7 тыс. пунктов рейтингов (GRP; условная единица при продаже телерекламы, отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик), подсчитало сетевое агентство Maxus, основываясь на данных телеизмерений TNS Russia. Между тем альянс "Газпром-медиа" и агентства "Алькасар", ныне работающий только с НТВ, ТНТ и "ТВ Центром" (до Нового года НМГ была его клиентом), добился для этих трех каналов 18-процентного роста, продав 103,2 тыс. GRP.
Если учитывать перетасовки каналов, в январе—марте объем рекламы, проданной ВИ в федеральном телеэфире, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%, до 256,5 тыс. GRP. У "Газпром-медиа" и "Алькасара" зафиксировано снижение на 6%, до 103,2 тыс. GRP.
По итогам всего кризисного 2009 года лучшую динамику демонстрировала, наоборот, ВИ. В прошлом году ее 11 каналов показали прирост проданного рекламного объема на 3%, до 864 тыс. GRP, тогда как все каналы, на тот момент обслуживаемые "Газпром-медиа" и "Алькасаром", в целом зафиксировали снижение на 4%, до 425,4 тыс. GRP.
Во многом нулевой прирост у прежних клиентов ВИ обусловлен снижением интереса зрителей. За январь—март снизилась среднесуточная доля аудитории у "Первого", "России 1", ТВ-3, ДТВ и MTV, свидетельствуют данные TNS Russia. Зато у НТВ, основного клиента "Газпром-медиа", наблюдался максимальный прирост из всех каналов среднесуточной доли аудитории — на 1,4 процентного пункта, до 15,6% среди всех зрителей старше 18 лет.
О рекламных доходах всего ТВ аналитический центр "Видео Интернешнл" (АЦВИ) заявлял пока лишь по итогам первых двух месяцев: в январе—феврале 2010 года совокупные затраты на телерекламу выросли на 4%, до 14,6 млрд руб. Годом ранее за аналогичный период падение достигло 18%, до 14 млрд руб. Гендиректор ООО "Газпром-медиа" (сейл-хауз одноименного холдинга) Сергей Пискарев признает, что рекламные сборы обслуживаемых им каналов в этом году растут больше, чем на 4%. По его словам, этому способствует как рост аудиторных показателей каналов, так и более быстрое восстановление после более глубокого, чем в среднем по рынку, падения в 2009 году. В этом году в эфир НТВ, ТНТ и "ТВ Центра" вернулись такие крупные рекламодатели как Procter & Gamble и "Вымпелком", свидетельствуют данные Maxus.
В ВИ отказались уточнить, как изменились рекламные доходы ее клиентов. Ранее гендиректор группы Сергей Васильев заявлял, что в январе—июне расценки на телерекламу останутся на уровне прошлого года. В этом случае каналы, у которых объем телерекламы в первом квартале уменьшился ("Первый", ТВ-3, "Россия-2"), должны были снизить и выручку. Каналы "Профмедиа" в январе—марте продемонстрировали рост, а не падение доходов, настаивает вице-президент холдинга по инвестициям Сергей Тихонов.
Для каналов НМГ переход к ВИ пошел на пользу, свидетельствуют расчеты Maxus. С этого года РЕН ТВ стал продаваться по более узкой целевой аудитории "Все россияне 25-54 лет" (раньше — "Все россияне 18-54 лет"), что в частности позволило на 11% увеличить проданный объем рекламы, до 18,8 тыс. GRP. Более чем в полтора раза выросли проданные объемы и на "Пятом канале". В НМГ вчера отказались уточнить, как изменилась выручка после смены продавца.
Сотрудничество "Видео Интернешнл" с НМГ осложнило жизнь крупнейшему в стране селлеру. В декабре Госдума в спешном порядке приняла поправки в закон "О рекламе", ограничившие с 2011 года долю продавца телерекламы до 35% от всех привлеченных на федеральные каналы бюджетов за последние два года, то есть с частью клиентов ВИ придется расстаться. В апреле стало известно, что структуры банка "Россия" Юрия Ковальчука, совладельца НМГ, близки к покупке 100% "Видео Интернешнл".
Размещение рекламы в федеральном эфире основных телеканалов
Телеканал | Целевая аудитория* |
Показатели за январь-март |
||||||||
Средне- суточная доля аудитории** (%) |
Изменение (процентный пункт) | Используемый потенциал*** (%) | Изменение (процентный пункт) | Реализован- ный рекламный объем (тыс. GRP****) |
Измене- ние (%) |
|||||
2010 год |
2009 год |
2010 год |
2009 год |
2010 год |
2009 год |
|||||
Каналы, обслуживаемые группой "Видео Интернешнл":***** | ||||||||||
"Первый канал" | Все россияне старше 18 лет | 19,3 | 20,7 | -1,4 | 78 | 71 | 7 | 79,9 | 83,1 | -4 |
"Россия 1" | Все россияне старше 18 лет | 17,4 | 18,5 | -1,1 | 91 | 71 | 20 | 74,9 | 74,8 | 0 |
СТС | Все россияне 6-54 лет | 12,3 | 11,1 | 1,2 | 88 | 93 | -5 | 42,9 | 40,0 | 7 |
ТВ-3 | Все россияне 18-54 лет | 3,1 | 3,4 | -0,3 | 93 | 97 | -4 | 14,4 | 16,1 | -11 |
"Домашний" | Женщины 25-60 лет | 3,0 | 2,6 | 0,4 | 82 | 84 | -2 | 13,2 | 10,8 | 22 |
ДТВ | Все россияне 25-54 лет | 2,0 | 2,1 | -0,1 | 94 | 97 | -3 | 7,7 | 7,9 | -3 |
MTV | Все россияне 11-34 лет | 2,1 | 2,5 | -0,4 | 84 | 98 | -14 | 5,8 | 7,8 | -26 |
"Россия 2" ("Спорт") | Мужчины старше 18 лет | 3,3 | 3,3 | 0,0 | 52 | 64 | -12 | 5,6 | 6,6 | -15 |
" Муз-ТВ" | Все россияне 11-34 лет | 1,5 | 1,4 | -0,1 | 88 | 95 | -7 | 4,4 | 3,8 | 16 |
2х2 | Все россияне 11-34 лет | 1,5 | 0,9 | 0,6 | 68 | 88 | -20 | 3,7 | 2,4 | 54 |
7ТВ | Все россияне 18-54 лет****** | 0,7 | 0,3 | 0,4 | 88 | 78 | 10 | 2,4 | 1,4 | 71 |
В целом | Все россияне старше 18 лет | - | - | - | - | - | - | 230,7 | 230,3 | 0 |
Каналы, обслуживаемые " Газпром-медиа" и "Алькасаром": | ||||||||||
НТВ | Все россияне старше 18 лет | 15,6 | 14,2 | 1,4 | 82 | 63 | 19 | 65,9 | 49,7 | 33 |
ТНТ | Все россияне 6-54 лет | 9,1 | 8,9 | 0,2 | 87 | 72 | 15 | 28,2 | 27,0 | 4 |
"ТВ Центр" | Все россияне старше 18 лет | 3,5 | 3,6 | -0,1 | 93 | 81 | 12 | 14,7 | 15,0 | -2 |
В целом | Все россияне старше 18 лет | - | - | - | - | - | - | 103,2 | 87,2 | 18 |
Каналы, перешедшие от "Алькасара" к "Видео Интернешнл" с января 2010 года: | ||||||||||
РЕН ТВ | Все россияне 25-54 лет | 5,2 | 6,0 | -0,8 | 84 | 66 | 18 | 18,8 | 16,9 | 11 |
"Пятый канал" | Все россияне старше 18 лет | 2,0 | 1,9 | 0,1 | 83 | 40 | 43 | 8,0 | 4,8 | 67 |
Каналы, независимые от основных селлеров: | ||||||||||
"Звезда" | Все россияне старше 18 лет | 1,8 | 1,3 | 0,5 | 68 | 21 | 47 | 6,0 | 1,4 | 329 |
*Аудитория, по которой продается реклама. Данные по среднесуточной аудитории и реализованному рекламному объему приводятся по целевой аудитории каждого канала.
**Процент смотревших данный канал от всех зрителей.
***Использованное время под рекламу от максимально возможного согласно закону "О рекламе" (девять минут в час).
****Пункт рейтинга (GRP) — условная единица при продаже телерекламы. Отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик.
*****РЕН ТВ и "Пятый канал" обслуживает с января 2010 года.
******До 2010 года целевой аудиторией 7ТВ были мужчины 18-54 лет.
Источник: "TNS Russia", расчеты Media Logics (группа Vivaki Russia) и Maxus (Group M).
Источник: Коммерсантъ