Меньше креатива, больше независимых агентств
По мнению экспертов и игроков рынка, в рекламной индустрии очевидны два тренда: усиливающаяся специализация агентств и стремление оказывать клиентам как можно более полный спектр услуг. Однако, это не самые интересные тренды
Директор по развитию BBDO Russia Group Игорь Кирикчи ожидает, что в 2010 уровень креативных работ снизится - дело в том, что большинство из них делались в 2009 году в условиях дефицита бюджета. При этом заказов меньше не стало. В итоге у агентств возник еще и дефицит времени - чтобы продать нестандартную работу, его требуется больше. А поскольку нужны были деньги, то либо креатив не дорабатывался, либо агентства предпочитали делать нечто, ориентированное на среднестатистический вкус. Однако уже в этом году, по мнению Кирикчи, есть шанс, что агентства смогут вернуться к нормальному режимы работы и в 2011 году на рынке появится яркий креатив, сопоставимый по уровню с докризисными временами.
Еще один тренд – это выход независимых агентств на новый уровень. Так, исполнительный директор Saatchi&Saatchi Russia Лали Сичинава заметила, что их агентство недавно чуть не попало в тендер с рекламной ассоциацией «Восход» - независимой екатеринбургской компанией. По словам Сичинавы, еще недавно ситуацию, когда независимые агентства конкурируют с сетевыми, нельзя было представить.
О новом тренде говорит и рейтинг креативности АКАР. Например, в топ-10 самых награждаемых работ две – от независимых агентств. В прошлом году таких работ было ноль. Те же тенденции прослеживаются и во всех остальных номинациях рейтинга.
Обратная сторона медали такая - в том же агентстве «Восход», после завоевания нескольких призов на различных фестивалях, резко увеличился приток клиентов. И там этому не очень-то и рады. Если раньше, по словам генерального директора агентства Ирины Крафт, компания в основном работала с небольшими клиентами, и это оставляло довольно большую свободу творчества, то теперь пришли крупные заказчики, которые не особо приветствуют креатив. Кроме того, цены на услуги агентства хоть и ниже, чем в Москве, но, по признанию Крафт, высоки для регионов. Для независимых агентств из регионов особенно остро стоит постепенно набивающая оскомину проблема кадров - если в Москве трудно найти, что называется, жемчужины, то в регионах еще сложней. К тому же успешные региональные агентства рискуют столкнуться с опасностью переманивания кадров в более крупные компании.
Восхождение независимых агентств в ближайшее время, скорей всего, продолжится. Так всегда происходит в эпоху кризисов - известно, что маленькие компании быстрее приспосабливаются к любым изменениям, чем неповоротливые гиганты. С этим согласны абсолютно все, но не все спешат меняться. Есть мнение, что агентства будущего будут компактными. А есть мнение, что победят крупные компании. Предсказать что-либо точно не представляется возможным.