В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
19 Ноября 2009
Услуги веб-студий подешевели на 23%
В 3 квартале 2009 г. положение веб-студий ухудшилось: под давлением заказчиков и демпингующих фирм цены на услуги снизились на 9%, а число заказов не увеличилось.

С начала года падение составило 23,6%. Тем не менее, руководители компаний отмечают подъем деловой активности в сентябре-октябре, и надеются на рост рынка по итогам 4 квартала. Таковы итоги ежеквартального исследования портала CMS Magazine.

В рамках исследования 265 компаний заполнили анкеты с вопросами. После получения предварительных данных CMS Magazine провел ряд интервью с руководителями ведущих веб-студий, попросив их прокомментировать результаты и рассказать о своем видении ситуации.

Статистика: услуги снова подешевели

Надежды веб-студий на третий квартал не оправдались. Вопреки ожиданиям, среднее число выполненных заказов не выросло. В среднем разработчики сделали 7 сайтов за 3 месяца. При этом цена за проект за квартал снизилась на 9%, ну а с начала года падение составило 23,6%.

Отдельно по городам: Москва в 3-ем квартале чувствовала себя не так плохо как рынок в целом – снижение цен только на 6% до 225 тыс. руб. за сайт. За всех пострадал Санкт-Петербург – там средняя стоимость разработки упала на 15% с 175 до 150 тыс. руб. В остальных регионах ситуация стабильная, падение цен в пределах 2% до 67 тыс. руб. за сайт. В СНГ снижение на 7% до 55 тыс. руб.

Вслед за уменьшением выручки веб-студии скорректировали зарплаты сотрудников на 3-4% и сократили штаты. Средняя численность сотрудников упала с 17 до 16 человек (то есть примерно 265 сотрудников было уволено). Размер окладов коррелирует с ценами на услуги: хуже всего динамика в Санкт-Петербурге, затем Москва, СНГ и регионы России.

Таковы цифры за 3 квартал.

Опыт студий: деловая активность возросла

Сухая статистика жестко расходится с личными впечатлениями директоров веб-студий. Почти все находятся в состоянии радостного подъема, видят повышение спроса и деловой активности, возвращение заказчиков на рынок, предчувствуют ремиссию, рост рынка и прочие подарки осени.

«Хочется поздравить всех коллег по цеху с выходом из кризиса», - с такой фразы начинает свой комментарий гендиректор фирмы «Атилект» Виктор Гичун. Дмитрий Васильев, руководитель компании NetCat - разработчика одноименной CMS: «Судя по динамике продаж нашей CMS, летом произошел всплеск активности, который выходит за рамки сезонных колебаний. Похоже, что рынок если не прошел кризис, то, по крайней мере, явно стабилизируется».

Часть этого позитива (по крайней мере, в сегменте дорогих сайтов и студий) обусловлена вмешательством крупных корпораций, решивших разместить свои заказы именно в третьем квартале. Это, например, корпорации Philips и Coca-cola Company, банки Ренессанс Капитал и Промсвязьбанк, несколько инвестиционно-финансовых компаний, издательских домов, производителей пива и т.д. Крупные компании провели тендеры и конкурентные запросы на разработку сайтов, интернет- и digital-стратегий, рекламных кампаний.

Еще одна важная категория «проснувшихся» крупных заказчиков - инвесторы интернет-проектов. Опрошенные в ходе составления отчета руководители студий Аист, Тринет и Artics Internet Solutions говорят о резко возросшем интересе к порталам, сервисам, интернет-СМИ, b2b-системам, отраслевым профессиональным сообществам и другим видам онлайнового бизнеса. Почему именно сейчас? Генеральный директор Artics Internet Solutions Юрий Вайсман считает, что это оттаивает отложенный спрос. Стартапы и крупные проекты прошлой зимой были заморожены, а теперь, спустя 9 месяцев, снова готовятся к реализации.

Не совсем ясно, реальная ли экономическая подоплека у нынешнего всплеска, или это просто перелом в массовом сознании бизнес-сообщества. Управляющий директор Артикул Медиа Ольга Куликова в своем комментарии указывает на оба этих фактора: «Люди привыкли к ситуации, воспринимают ее как рабочую. Начинают искать решения, пути развития бизнеса. С другой стороны, выросла в цене нефть».

Вслед за крупными заказчиками оживает и средний бизнес. Однако в этом сегменте рынка ощущение возросшей деловой активности студий обманчиво. Собственники компаний считают деньги более ревниво, чем наемные менеджеры корпораций. Они делают запросы во множество компаний-разработчиков, и хорошо, если на три запроса приходится один заказ. Например, в петербуржской студии Тринет, констатирует ее директор по развитию Алексей Довжиков, за 3 квартал количество предпроектных запросов выросло на 50%, но продажи – только на 15%. «В первую очередь увеличивается активность в низком ценовом сегменте. Заказчиков стало больше, но денег они хотят заплатить меньше, даже если есть риск, что потом сайт придется переделывать», - поясняет Довжиков, добавляя, что Тринет ориентируется на верхний ценовой сегмент.

Как отмечает директор агентства «Бизнес Реклама» Сергей Бесшабашнов, 80% поступающих заказов среднего бизнеса – это переделка существующего неэффективного сайта. Бюджет выделяется в размере 50-150 тыс. руб., но для серьезных московских студий этого недостаточно. Поэтому весьма распространена ситуация, когда заказчик направляет запрос на просчет в десяток студий, получает от всех КП и исчезает. Позднее он либо появляется снова и старается сбить цену, оперируя КП панически демпингующих студий, либо отсылает проект на разработку в регион. Поэтому-то средняя стоимость заказа в России продолжает снижаться.

Продолжается расслоение рынка

Известные студии стараются удержаться в сегменте крупных заказчиков. В третьем квартале они повышали цены и шли против рыночного тренда.

«С декабря по март в Webway стоимость снизилась на 30-40%, мы реально боялись умереть с голоду», - рассказывает замдиректора компании Ольга Русакович. Потом студия взялась за «долгострои» и, одновременно, налегла на прямые продажи. «И если несколько месяцев назад менеджеры отдела продаж в 99% случаев посылались клиентами в пешее эротическое путешествие, то теперь клиент проявляет интерес к новым проектам, охотно общается, встречается, запрашивает КП». К началу осени, по словам Ольги Русакович, Webway вышел на уровень в 1-2 КП в день и 3-5 проектов в месяц, а цены вернула на комфортные для себя отметки. «Поэтому снижение среднерыночной стоимости сайтов в третьем квартале меня крайне удивляет. Цены надо было снижать зимой, когда ситуация с клиентами была критической, и многие разработчики оказались на грани выживания. А теперь, когда ситуация более-менее стабилизировалась, я просто не вижу в этом смыла», - подытоживает Ольга Рускович.

Интересная история с ценами произошла и в компании Артикул Медиа. Ольга Куликова, управляющий директор, рассказала, что в первом квартале Артикул снизил расценки, с расчетом увеличить число сделанных проектов. Но кроме дополнительных трудностей такая стратегия ничего не принесла. «Лучше уж делать качественные рентабельные проекты, или не делать вообще», считает Ольга Куликова. Ну а чтобы при таком подходе у агентства были заказы, она старается «отстроиться» от других разработчиков, найти добавленную стоимость в уникальной услуге\компетенции.

По мнению Алексея Довжикова, только хорошего бренда, портфолио и репутации уже достаточно, чтобы удержать и цены и заказы: «Тринет сейчас не успевает расширяться. Ведь мы - тридцатая студия в России».

Те, студии, которые не получили крупных заказов, сейчас отступают на подготовленные позиции – оказывают непрофильные услуги, дорабатывают сайты, живут на средства от технической, контентной и SEO-поддержки. То есть любыми путями зарабатывают на сложившейся клиентской базе.

Радужный 4-тый квартал?На следующий квартал веб-студии возлагают большие и радужные надежды - снова. В анкетах 78% руководителей предположили, что в 4 квартале произойдет рост среднего числа разработанных сайтов. Цены на разработку сайтов должны остаться на текущих уровнях - так считают 50% вебстудий. Оптимистов, считающих, что цены в среднем по рынку вырастут 43%.

«Четвертый квартал – это традиционное время сдачи проектов и подведения итогов, - поясняет Алексей Довжиков, - провисшие сайты будут заканчивать в ускоренном режиме, чтобы уложить все работы до нового года». Кроме того, в ноябре-декабре состоится предновогодний впрыск на рынок неосвоенных остатков бюджетов госорганизаций и корпораций. «Думаю, что большинство проектов, по которым возможен такой "впрыск" уже в работе, либо окажутся в работе в ближайшие несколько недель», - говорит Александр Асафов, коммерческий директор Аиста.

На волне оптимизма многие компании планируют расширять штаты: 71% опрошенных в Москве, 100% в Петербурге, 80% в остальных регионах и 50% в СНГ. Наиболее востребованными специалистами станут толковые менеджеры проектов, роста их зарплат ожидает 100% анкетированных питерских и 50% московских компаний. В регионах России и городах СНГ, по планам компаний, зарплаты останутся на прежнем уровне в пределах 19-26 тыс. руб.

Окажутся ли эти радужные прогнозы верными на этот раз, или руководители студий снова обманутся – будет зависеть от экономической ситуации в стране. Достигнуто ли «дно» цен на веб-разработку? Сергей Бесшабашнов дал отрезвляющий комментарий: «Дешевые деньги не идут в реальную экономику РФ. Рост цен на нефть и эйфория на фондовом рынке скоро закончится, и нас ждет еще одна, как минимум локальная, коррекция. Не исключено, что через несколько месяцев все начнет возвращаться на уровни полугодовой давности. Поэтому говорить об окончании кризиса преждевременно. Быть может, к весне ситуация улучшится». Сергей Бесшабашнов считает, что веб-индустрия первой почувствует рост экономики. Все больше заказчиков понимают преимущество продвижения в интернете и отказываются от других форм рекламы в его пользу. Когда начнется настоящий подъем, бюджеты направятся в веб.

Источник: Research.cmsmagazine.ru




Новости
декабрь 2017
Каталог 7889 компаний
Рекламная сеть А-МедиаCreative Agency K2DColary
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center