Совет Федерации внес закон о запрете рекламы лекарств на ТВ
На телевидении могут запретить показывать рекламу лекарственных препаратов
Члены Совета Федерации Валерий Рязанский, Игорь Каграманян и Сергей Лисовский внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете рекламы лекарств на телевидении.
По мнению авторов законопроекта, реклама лекарственных препаратов на телевидении подталкивает психически слабых людей к неконтролируемому потреблению антидепрессантов, в том числе и несовершеннолетних, что может способствовать росту суицидов. Также, по мнению сенаторов, реклама лекарств на телевидении не учитывает особенности и возможные проблемы со здоровьем, не информирует о противопоказаниях.
Пояснительная записка гласит, что рекламные объявления подталкивают людей к самолечению и подменяют собой медработника, предлагая средства от повышения давления, высокого уровня холестерина и так далее. В Совете Федерации считают, что ввиду возможности вычитать расходы на рекламу из налогооблагаемой базы иностранные фармацевтические компании могут быть заинтересованы в расширении рекламных бюджетов вне зависимости от пользы для пациентов. Напомним, что недавно председатель Госдумы Вячеслав Володин выступил с инициативой запретить ввоз американских лекарственных препаратов на территорию России.
Это уже не первая попытка законодателей запретить рекламу лекарственных препаратов — 25 января AdIndex уже писал об инициативе депутатов ограничить распространение рекламной продукции на радио и телевидении, тогда авторами поправок выступили депутаты ЛДПР во главе с лидером фракции Владимиром Жириновским. Касательно запрета президент АКАР Алексей Ковылов тогда подчеркнул, что запрет уберет рекламу из наиболее открытых каналов коммуникации — радио и телевидение, «хотя именно в них активно ведется мониторинг исполнения закона «О рекламе», который и без того достаточно жесткий в отношении фармацевтических препаратов». По предварительным оценкам АКАР, рынок ТВ и радио в результате запрета рекламы фармпрепаратов может потерять 30 млрд рублей.
В марте 2018 г. АКАР отправила письмо главе ТПП РФ Сергею Катырину, писал «Коммерсантъ». В тексте письма ассоциация приводит данные, согласно которым в 2016 г. на рекламу лекарств пришлось 18,8% от общего объема рекламы на радио и ТВ, что составляет 33,4 млрд рублей. Позицию АКАР поддержали в торговой палате — согласно председателю комитета Сергею Пискареву, реклама лекарств на радио и телевидении позволяет отечественным производителям выходить на рынок и обеспечивать импортозамещение.
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Татьяна Никитина в интервью рассказала AdIndex о позиции ФАС касательно возможного запрета рекламы лекарств: «Безрецептурные лекарственные препараты доступны для свободного приобретения гражданами, соответственно, введение запрета их рекламы необоснованно. В этом смысле ФАС России всегда выступала против полного запрета рекламы таких товаров. Запрещать размещение рекламы на телевидении и радио, как самых широких и доступных для большого круга потребителей каналах распространения информации, тоже представляется не очень обоснованным. Такая законодательная инициатива в ФАС России поступала, но мы пока на нее готовим отрицательную позицию».