30 Апреля 2013 | 10:13

Роскомнадзор предлагает штрафовать мобильных операторов за низкое качество связи

Роскомнадзор предлагает взимать оборотные штрафы с сотовых операторов. За нарушение требований к защите сетей и маршрутизации трафика компаниям придется заплатить до 0,1% выручки — около $10 млн за каждый подтвержденный факт. Представители отрасли не согласны — штрафы станут дополнительным административным барьером, сдерживающим развитие связи

Картинка Роскомнадзор предлагает штрафовать мобильных операторов за низкое качество связи

Роскомнадзор предлагает штрафовать мобильных операторов, чьи услуги не отвечают критериям качества связи, в зависимости от выручки. Соответствующий документ ведомство уже направило в правительство, сообщил ИТАР-ТАСС заместитель главы ведомства Олег Иванов.

Когда в работе добросовестного оператора выявляются упущения, ему выдается предписание об их устранении к определенному сроку — если провайдер телекоммуникационных услуг вовремя их не устраняет, то ему грозит отзыв лицензии, объяснил чиновник, добавив: «Это неправильно, потому что страдает абонент. Поэтому мы и предложили оборотные штрафы».

Он уточнил, что Роскомнадзор предлагает установить для операторов штраф в размере 0,1% от оборота компании.

«Речь об оборотных штрафах ведется в отношении нарушений, предусмотренных постановлением правительства, касающимся целостности системы связи. То есть оборотные штрафы предлагается накладывать только за те нарушения, которые угрожают целостности системы связи в стране. При этом к качеству связи это не имеет непосредственного и исключительного отношения», — отметил представитель Роскомнадзора Владимир Пиков.

Перечень нарушений целостности единой сети электросвязи утвержден правительством и подразумевает, в том числе, нарушения требований к построению сетей, к пропуску и маршрутизации трафика, защите сетей и передаваемых данных от несанкционированного доступа, условий и порядка использования радиочастотного спектра и др.

Новую систему госконтроля качества связи Роскомнадзор начал разрабатывать летом 2012 года. Первоначально критерии оценки услуг были изложены в «Концепции создания системы контроля качества предоставления услуг связи в России». Они предполагали такие направления, как удовлетворенность абонентов, а также технические показатели фиксированной, сотовой связи и доступа в интернет.

По словам Иванова, в настоящее время эти методики дорабатываются и будут выпущены к середине лета. Предполагается, что их будут применять в виде приложений к правилам предоставления услуг. Это будет обсуждаться с представителями отрасли после того, как будут приняты соответствующие решения в нормативной базе.

«Сейчас оборотные штрафы, привязанные к доле от выручки компании на рынке, в большинстве взимает Федеральная антимонопольная служба. Но даже антимонопольное ведомство в последнее время оборотные штрафы за отдельные правонарушения заменяет на фиксированные денежные штрафы, — отметили в пресс-службе «Мегафона». — Вопрос применимости оборотных штрафов за технические нарушения вызывает недоумение. Они могут стать дополнительным административным барьером, сдерживающим развитие телекоммуникационных сетей и услуг связи».

В «Ростелекоме» также отрицательно относятся к инициативе введения оборотных штрафов. «В Кодексе об административных правонарушениях содержится специальная глава 13, которая посвящена административным правонарушениям в области связи и информации. В этой части не требуется внесения каких-либо изменений в действующее законодательство», — сообщили в пресс-службе государственного оператора.

В пресс-службе МТС говорят, что штрафные санкции должны иметь объективные и прозрачные критерии их применения. «Сейчас основанием для наложения оборотного штрафа служат серьезные нарушения антимонопольного законодательства или нанесение существенного вреда другим компаниям, государству, гражданам, которые могут привести к значительным изменениям в конкурентной ситуации на рынке. Оборотные штрафы предполагают неравномерные санкции за одни и те же нарушения: более крупные, то есть более эффективные, компании будут платить большие, иногда многократно, штрафы по сравнению с более мелкими компаниями за одни и те же нарушения», — подчеркнули в компании. В Vimpelcom оперативный комментарий получить не удалось.

Оборотные штрафы предполагают выплату за нарушение определенного процента от выручки. Консолидированная выручка «Мегафона» в 2012 году составила 272,6 млрд рублей. Значит, максимальная сумма санкций для оператора может составить 272,6 млн рублей. Выручка «Ростелекома» в прошлом году увеличилась на 7% до 321,3 млрд рублей (штраф составил бы 321,3 млн рублей), доход от российского бизнеса МТС по итогам 2012 года увеличился на 8,3% до 337,9 млрд рублей (337,9 млн рублей), выручка Vimpelcom в России – 285,4 млрд рублей (максимально возможный штраф — 285,4 млн рублей).

«Правовая природа оборотного штрафа – пресечь возможность получения выручки за счет нарушения законодательных норм. ФАС взимает оборотный штраф за нарушение законодательства о конкуренции, то есть за нарушение равновесия на рынке, за счет которого компания получает дополнительный доход, ущемляя других участников, — объясняет советник юридической фирмы Lidings Сергей Патракеев. — Операторы связи не будут в данном случае ущемлять конкурентов, и дополнительной прибыли от того, что кто-то получил несанкционированный доступ к их сетям, они не получат».

В данном случае речь может идти о нарушении операторами лицензионных требований и о фактах, которые образуют состав административного правонарушения. Это подразумевает выдачу предписания об устранении нарушений, фиксированные штрафы и, в крайнем случае, административное приостановление деятельности, говорит Патракеев. Он сомневается, что регулятор сможет корректно определить объем оборотного штрафа.

Необходимо четко обрисовать критерии и методики, предупреждает аналитик iKS Consulting Максим Савватин: «Работа должна проводиться совместно с операторами, которые и будут исполнять предписания. Без показателей, которых реально невозможно достичь, им будет сложно работать. В любом случае операторы заинтересованы в предоставлении качественных услуг не меньше, чем регулирующие органы – этот рынок высококонкурентный, и все заинтересованы в том, чтобы предоставлять качественные услуги абонентам, расширять базу и минимизировать претензии», — заключает он.

Источник: Газета.ru

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru