Более 40% опрошенных маркетологов считают свою профессию перспективнее IT
Самой перспективной профессиональной областью сейчас, по мнению опрошенных россиян, считается IT — так думает 51% респондентов. Однако среди маркетологов мнение другое: 43% людей, работающих в рекламной индустрии, считают свое направление самым перспективным, а IT ставят на второе место — 41%, согласно опросу «СберМаркетинга».
Будущее маркетинга как индустрии россияне видят в первую очередь в востребованности профессии на рынке труда — 22%, а также в необходимости развивать и продвигать новые бренды — 20%. Сами маркетологи отметили, что последние годы их профессия находится на стыке сфер рекламы и IT: нужно уметь работать с большими данными, разрабатывать технологичные продукты для продвижения во всех медиаканалах, придумывать и реализовывать проекты для оценки кросс-медийной эффективности рекламных кампаний, говорится в исследовании.
Более 40% участников опроса полагают, что зарплата маркетолога превосходит 80 тыс. руб. в месяц, 26% считают, что она составляет от 50 тыс. до 80 тыс. руб. Еще 18% респондентов дали оценку от 30 тыс. до 50 тыс. руб., и 2% — до 30 тыс. руб. Оставшиеся 12% не знают, сколько зарабатывают маркетологи.
В 2023 г. средняя зарплата маркетолога в стране составила 58,7 тыс. руб., что выше средней зарплаты в целом — 42 тыс. руб., по данным «ГородРабот.ру». Согласно информации сервиса hh.ru, в Москве представлено около 3,6 тыс. вакансий для маркетологов. Компании ищут 1,6 тыс. директоров по маркетингу и более 1 тыс. руководителей отделов. Средняя зарплата маркетолога в Москве — 100 тыс. руб., а директора по маркетингу — 250 тыс. руб.
В городах-миллионниках в среднем 120–150 вакансий на город, а средняя зарплата сотрудника — 85 тыс. руб., директора по маркетингу — 120 тыс. руб. В городах с населением от 300 тыс. жителей число вакансий составляет до 35 на город.
Минимальная зарплата маркетолога в Москве отличается от максимальной — в 3,3 раза больше, в городах-миллионниках — в 4,2 раза, а в небольших городах — в 9 раз.
Большинство опрошенных считает, что для начала работы в рекламе лучше всего пройти стажировку в крупной компании — 50% или окончить вуз по специальности — 46%. Около 48% заявили, что для старта карьеры будет достаточно пройти онлайн-курс.
В России маркетологов специализированно готовят в 188 государственных вузах. А всего курс по маркетингу есть в 400 российских вузах, в программах по специальностям «реклама», «связи с общественностью», «медиакоммуникации», «управление бизнесом», по данным образовательного портала «Вузопедия». Средняя стоимость обучения составляет 120 тыс. руб. в год.
Самый дорогой для обучения вуз — НИУ ВШЭ, учеба там стоит порядка 700 тыс. руб. в год, а дешевле всего образование по этому направлению можно получить в Севастопольском государственном университете, где оплата программы за год обойдется в 37 тыс. руб.
Больше половины населения страны — 57% — не считают профессию маркетолога привлекательной для своих детей. Тем не менее 32% жителей России хотели бы, чтобы их дети осваивали это направление. Главными преимуществами работы на рекламном рынке респонденты назвали хорошую зарплату, творческий характер профессии и возможность работать удаленно.
При этом почти половина самих маркетологов — 43% — готова рекомендовать это направление своим детям. Среди преимуществ, помимо хорошей зарплаты и творческих возможностей, они назвали большой выбор направлений для развития.
«По данным исследовательского центра АКАР за 2023 г., самую большую группу работников креативных индустрий формируют менеджеры по рекламе и маркетингу (24,4% от всех работников креативных профессий). Если оценивать ситуацию на рынке профессий, то количество новых должностей в сегменте Marketing Services в прошлом году выросло в два раза по сравнению с 2022 г. Это заметное расширение. Также в рамках наших профильных исследований мы установили, что образование в области маркетинга и менеджмента помогает занять более высокие управленческие позиции в рекламных агентствах», — заявил Валентин Смоляков, президент АКАР.
В опросе на платформе «Яндекс Взгляд» приняли участие 1,6 тыс. человек старше 18 лет в городах с населением больше 100 тыс., в числе которых были маркетологи.