Уехать из России планируют 20% самозанятых из креативного сектора
Как самозанятые в креативных индустриях выстраивают свою работу, какие перспективы видят для карьеры и как оценивают шансы трудовой эмиграции, выяснили в НИУ ВШЭ
Почему хотят уехать и почему боятся
Переехать из России планируют 19,8% опрошенных самозанятых из креативных индустрий. Об этом говорится в исследовании Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, которое проходило в период «лето — осень» этого года. Результаты представила профессор факультета креативных индустрий Людмила Запорожцева на презентации в Международном мультмедийном пресс-центре МИА.
Среди основных мотивов к эмиграции опрошенные перечислили желание жить в стране с более теплым климатом и солидарность с правовой системой рассматриваемых стран. Тем не менее барьеров оказалось больше, среди них — страх снижения уровня жизни, высокие налоги в других странах, возможная потеря востребованности, языковой и культурный барьеры, наличие у респондентов семьи и детей.
Работа с иностранными клиентами
Говоря о работе с зарубежными клиентами, 58% опрошенных отмечают, что летом-осенью этого года работали с клиентами из стран СНГ. Треть респондентов сотрудничали с европейскими заказчиками, 16% — с представителями стран Азии.
Доля респондентов, которые хотели бы начать работать с иностранными клиентами, варьируется от 26 до 23% в зависимости от направления. По их мнению, страны Европы являются самыми приоритетными направлениями в развитии.
К преимуществам работы с иностранными заказчиками респонденты относят финансовую выгоду, возможность получить новый опыт, ценное отношение со стороны клиентов. Среди препятствий работы с зарубежными клиентами самозанятые выделили сложность процедуры оплаты, языковой барьер, демпинг со стороны коллег из СНГ, опасения неодобрения такой деятельности российскими властями.
Организация работы и поиск клиентов
Большинство респондентов совмещают фриланс с другими источниками заработка. Однако две трети опрошенных отмечают, что на проекты в рамках самозанятости уходит большая часть их рабочего времени.
По данным исследования, 57% респондентов предпочитают работать с постоянными клиентами.
Треть самозанятых из сферы креативных индустрий обращаются при поиске заказов к онлайн-платформам. Из отчета следует, что за последние полгода 46% самозанятых находили новые проекты благодаря рекомендациям бывших клиентов, 43% — друзей и знакомых, 21% — коллег. Каждый третий респондент в качестве поиска использовал собственные сайты или блоги.
Популярность платформ не влияет на их спрос
Такие сервисы, как «Авито», «ЯндексУслуги», «Профи.ру» пользуются известностью среди самозанятых, при этом респонденты не так часто предлагают там свои услуги: «Авито» используют 29% опрошенных, «Профи.ру» — 29%, «ЯндексУслуги» — 18%.
О существовании платформ Kwork и FL.ru знают около 40% самозанятых, при этом в работе они использовались только у 12–13% опрошенных. В качестве других известных платформ назывались «Ваш репетитор», «Ассоциация репетиторов» или социальные сети — Telegram-каналы с информацией о заказах клиентов, VK, Instagram*.
Методами сбора данных являются качественный и количественный этапы. В качественный этап вошли самоотчет и глубинное полуструктурированное интервью. В его выборку попали 19 респондентов женского пола и 10 мужского. Возрастной диапазон — от 20 до 38 лет. Результатом количественного этапа стал онлайн-опрос. В его выборку вошли 803 респондента, большинство из возрастных групп 19–25 лет (42%) и 26–35 лет (38%).
*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ