Куда идут российские блогеры — исследование Brand Analytics
Brand Analytics изучила активности российских блогеров, которые за последние две недели «мигрировали» из заблокированных платформ в другие соцсети. В рамках исследования было проанализировано более 100 млн русскоязычных публичных сообщений, опубликованных в Instagram*, TikTok и YouTube в период с 1 по 21 марта 2022 года
Жизнь после Stories: куда уходят русскоязычные Instagram*-блогеры
Среди наиболее привлекательных площадок для «переезда» у инстаграмеров оказались Telegram и «ВКонтакте». Это показал анализ публикаций популярных блогеров платформы. Авторы, чья аудитория превышает 100 тыс. подписчиков, в марте опубликовали более 10 тыс. сообщений с просьбой подписаться на них на других платформах. 42% выявленных «приглашений» содержали упоминания Telegram и 32% вели на профиль или официальную группу «ВКонтакте». Чуть менее популярны для «переезда» «Одноклассники» и «Дзен» – 12% и 7% сообщений соответственно. Для сравнения в Brand Analytics также оценили, в каких соцсетях есть аккаунты у Топ-20 блогеров с наиболее вовлекающим контентом.
Большинство из них в марте оставили ссылки на свои новые Telegram-каналы, рассчитывая «перевезти» на платформу и свою аудиторию. Удалось это, однако, далеко не всем – только у 5 из 20 участников топа аудитория Telegram-канала превысила отметку в 1 млн подписчиков. Миллионниками смогли стать Валерия Чекалина, Ксения Бородина, Оксана Самолова, Ксения Собчак и Юрий Дудь. Инстаграм-селебрити продолжают публиковать контент в привычном для них формате и на новых платформах: много фото-контента с минималистичными подписями, видео (теперь сменившееся на формат кружочка) и короткие текстовые сообщения.
В Telegram такой контент «зашел» не всем: пользователи привыкли к коротким новостным публикациям или к лонгридам любимых авторов, используя Telegram как медиа. Также блогеры отряхнули пыль со своих страничек «ВКонтакте». При этом кто-то выбрал коммуникацию с подписчиками в формате сообщества, другие же вернули активность в личные аккаунты.
«ВКонтакте» привлекает креаторов возможностью делать привычный контент: «нужные как воздух» Истории, Клипы вместо Reels и даже собственная видеоплатформа VK Видео. Для инстаблогеров важно переместить лояльную аудиторию на платформу, где будет удобно публиковать рекламный контент и где сформирована прозрачная система монетизации. Поэтому переход на новые платформы вроде Yappy в марте не носит массовый характер – блогеры-миллионники выбрали свои проверенные варианты.
Ищем новый House: куда уходят русскоязычные TikTok— блогеры
С TikTok ситуация до сих пор ясна не до конца: компания официально и не заблокирована в России, но еще 6 марта 2022 года TikTok приостановил возможность публиковать новый контент креаторам из России. Но блокировка оказалась не так страшна: блогеры быстро научились обходить ограничения платформы. Например, Nekoglai и Арина Дубкова продолжают активно публиковать короткие видео на платформе.
Вместе с этим еще в начале марта авторы стали активно «перетаскивать» аудиторию в Telegram, которая лидирует с огромным отрывом. Доля платформы составила 89% от всех приглашений подписаться на блогера в другой соцсети.
В «ВКонтакте» «приглашало» всего 9% блогеров. При этом верифицированный профиль TikTok-селебрити теперь все чаще можно встретить в рекомендательной ленте VK – функционал Клипов близок к привычному интерфейсу в TikTok, а рекламные возможности открывают новые горизонты монетизации.
Также тиктокеры не боятся осваивать другие платформы – например, Yappy. Схожий функционал и повышенное внимание последних дней к альтернативным платформам способствует тестированию новых площадок. Авторы изучают не только новые, но и «хорошо забытые» соцсети — публиковали свои аккаунты в OK. Вопреки мнению, что TikTik-молодежная соцсеть, на платформе популярны креаторы всех возрастов. В том числе и те, чья целевая аудитория предпочитает «классы» лайкам.
Главный по видео: куда уходят русскоязычные YouTube-блогеры
У YouTube-авторов немного другая ситуация: большинство аудиторных контент-креаторов регулярно размещают ссылки на все свои соцсети в описании под каждым видео, поэтому отследить явный переход здесь труднее.
Чаще всего авторы упоминали «ВКонтакте» – на него пришлось 35% всех «пригласительных» сообщений блогеров. Неожиданно высокую позицию занимает Дзен, опережая даже Telegram. YouTube авторов привлекают форматы «Дзена», особенно после интеграции в платформу видеосервиса.
Высокая доля и у «Одноклассников» – 17%. Русскоязычные YouTube-блогеры активно продвигают видео на различных площадках, среди которых ОК имеют большую долю аудитории, которую «не достать» в других соцсетях.
Доля ссылок на Rutube составила 9%. Топ-блогеры только начинают «переезд» на российскую видеоплатформу. С начала марта обозначился тренд на рост интереса к данной платформе: количество упоминаний Rutube к середине месяца увеличилось. Например, блогер Windy31 специально завел канал на российской видеоплатформе в начале марта, приглашая своих фолловеров подписаться на канал.
* Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ