Telegram стал главной площадкой распространения нелегального алкоголя — Group-IB
Теневой рынок продажи алкоголя в интернете вырос за год на 266 млн руб.
«Главным алко-мессенджером» в результате исследования Group-IB эксперты назвали Telegram, так как количество каналов, предлагающих покупку и доставку алкогольной продукции, за год на платформе выросло в 2,5 раза. К концу года в мессенджере в общей сложности работает 130 профильных каналов (в 2020 г. их было всего 50) с суммарным числом подписчиков около 750 тыс. человек. Сюда же входят различные чат-боты — эксперты обнаружили не менее 15 ботов, которые запрограммированы на принятие заказов по доставке алкогольной продукции.
Не выходя из приложения
Аудитория алкомаркетов в соцсетях и мессенджерах растет на фоне снижения количества сайтов. В ходе исследования были выявлены около 300 различных сообществ на площадках, которые предлагают продажу спиртных напитков с доставкой на дом. Часто продавцы предлагают приобрести спиртное в комплекте с подарочными «сладкими букетами» — с фруктами или конфетами. При этом, несмотря на уменьшение количества групп в социальных сетях, число их подписчиков в целом возросло в 3,8 раза.
Оборот продажи алкоголя в социальных сетях и мессенджерах, по данным исследования, составил 1,9 млрд руб. при аудитории в 82,4 млн пользователей. Общий оборот нелегального рынка на всех онлайн-площадках по итогам года достиг порядка 2,75 млрд руб. В 2020 г. этот показатель остановился на отметке в 2,5 млрд руб. При этом получившиеся цифры могут быть «лишь верхушкой “айсберга”» из-за латентности бизнеса, считает заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков Андрей Бусаргин.
Просто так не избавиться
Несмотря на то, что в России доставка алкогольной продукции официально запрещена, эксперты обнаружили около 3 тыс. онлайн-площадок, распространяющих такие виды напитков, в том числе контрабандные и поступившие в продажу без уплаты налогов.
При этом в целом за последние четыре года количество подпольных сайтов-алкомаркетов снизилось в два раза: с четырех тысяч в 2018 г. до двух тысяч в уходящем году. Подобная картина складывается из-за масштабных блокировок со стороны компаний, обеспечивающих защиту брендов в Интернете, и Роскомнадзора. Но зачастую владельцы распространяющих алкогольную продукцию ресурсов, заранее создают «зеркала», или копии основных сайтов.
А он все равно растет
Эксперты Group-IB посчитали экономические показатели теневого алкорынка в 2021 г. При средней посещаемости сайта, реализующего алкоголь с доставкой, в 1965 человек в месяц, минимальной конверсии (1%) и средней стоимости одной покупки в 1557 руб. заработок 1,7 тыс. онлайн-магазинов составил в 2021 г. около 624 млн руб. Дополнительно к этому стоит прибавить ежегодный оборот сайтов с подделками-дубликатами, который составляет от 225,6 млн руб. в год.
Среди причин роста рынка нелегальных спиртных напитков аналитики назвали выросшие на 2,4% цены на алкоголь и возросшую в период пандемии популярность дистанционных онлайн-покупок. Количество запросов в поисковике «Яндекс» с формулировкой «купить алкоголь с доставкой» с января по ноябрь этого года превысило 108 тыс. — по сравнению с предыдущим годом рост почти в 2 раза.