Россияне переключились с услуг и путешествий на потребительские товары
Люди не возвращаются к привычной структуре трат даже после снижения коронавирусных ограничений
Россияне переключились с услуг и путешествий на товары народного потребления, говорится в итогах 2021 г., которые подвел «Сбер Индекс». Люди не возвращаются к привычной структуре трат даже после снижения коронавирусных ограничений.
В четвертом квартале этого года доля расходов на услуги составила 23,6% в сравнении с 25,4% в конце 2019 г. Разрыв в 1,5–2% сохраняется даже в относительно благополучный, по мнению экспертов, период, когда россияне могут свободно посещать рестораны, кинотеатры и спа.
При этом потребители стали чаще пользоваться безналичными платежами — их доля за год увеличилась с 56 до 61%. Аналитики ожидают, что эти показатели продолжат расти и в 2022 г. благодаря развитию онлайн-торговли. В ближайшие годы доля безнала может достичь своего максимума в 85%.
Россияне все чаще совершают покупки в интернете — в третьем квартале 2021 г. их доля составила 12% от трат на товары и услуги. Рост онлайн-торговли сильно подтолкнули пандемийные ограничения и успехи шести ключевых экосистем — Wildberries, Ozon, AliExpress, VK, «Яндекс» и «Сбера». Доля покупок в них быстро растет: если в начале 2020 г. они занимали 1% безналичных трат россиян, то к осени этот показатель достиг 3,5%.
Еще одним итогом уходящего года стал рост объема ипотечных кредитов, который увеличился на 25%, до 5,5 трлн руб. Так рынок отреагировал на понижение ключевой ставки в 2020 г. В июле изменились правила выдачи льготных пособий и снизился интерес к ипотеке на первичном рынке. Однако к концу осени интерес вернулся благодаря семьям с детьми.