Пандемия подтолкнула россиян к использованию продвинутых технологий — исследование
На ПМЭФ Сбербанк представил исследование актуальных настроений и предпочтений потребителей в пяти наиболее динамично развивающихся растущих индустриях: финтехе, электронной коммерции, развлечениях, здоровье и умных устройствах
Финтех
Из-за пандемии люди теряют доходы и поэтому начинают изучать инструменты контроля расходов и управления финансами. Во всем мире в этот период появилось несколько сервисов управления сбережениями: например, стартап Better Compare запустил бесплатный сервис сравнения цен на медицинские услуги. Выпущено и приложение, которое помогает родителям обучать детей основам экономики: если ребенок правильно отвечает на вопросы в викторинах, родители переводят ему вознаграждение на привязанную дебетовую карту.
Россия, по оценкам Ersnt&Young, находится среди стран-лидеров по проникновению финтех-сервисов. Доля тех, кто пользуется такими услугами, среди потребителей цифровых услуг превышает 80%.
Российские банки и финтех-сервисы выходят на рынок электронной торговли. «Сбер» в мае запустил «СберМегаМаркет» на основе маркетплейса goods.ru — в площадку будет инвестировано более 30 млрд руб. Ретейлеры, в свою очередь, запускают инструменты платежей и рассрочки. Например, Wildberries приобрела «Стандарт-кредит», а Ozon создал собственную микрофинансовую организацию.
Электронная коммерция
В e-commerce наибольшую выгоду от пандемии получили онлайн-ретейлеры и маркетплейсы. В России всего 24% потребителей готовы покупать одежду онлайн, для 37% все еще необходимо личное общение, и они предпочитают посещать магазины. Для 20% онлайн-покупателей самый удобный канал покупки — сайт, 24% выбирают мобильное приложение. Но всего 2% россиян используют для покупок соцсети и 3% — мессенджеры.
Следуя мировому тренду, российские торговые сети активно развивают экологические проекты. Например, Delivery Club в 2020 г. выпустил поясные сумки из переработанных курьерских рюкзаков. «Магнит» стал открывать в магазинах пункты приема пластика. «Перекресток» установил автоматы по разливу бытовой химии в многоразовые бутылки.
Здоровье
Телемедицина перестала быть в России экзотической услугой — знанием о ней обладают 67% россиян, при этом только 11% пользовались данным сервисом. В будущем онлайн-консультациями готовы воспользоваться только 19% респондентов.
Коронакризис способствовал росту электронных медицинских сервисов в России, как и в других странах. В 2020 г. в цифровое здравоохранение в России было инвестировано более 3,3 млрд руб. — в три раза больше, чем годом ранее. Число телепациентов в 2020 г. выросло до 5 млн.
Закрытие фитнес-клубов во время самоизоляции инициировало запуск приложений для онлайн-тренировок дома. Пока что россияне, по данным «Сбера», в основном скептически настроены к онлайн-тренировкам (заменой похода в спортзал их считают 17%). При этом фитнес-трекерами и умными часами пользуются 18–23%, приложениями для мониторинга здоровья и активности — 8–14%.
Развлечения
Пандемия изменила индустрию развлечений: 55% геймеров играют в игры, чтобы общаться с друзьями. Потенциал развития игрового направления в России высокий: 48% россиян играют в видеоигры, 72% заявляют, что играют лично или играет кто-то из членов семьи. Также 43% россиян используют развлекательные сервисы (соцсети, видеостриминги и др.), и 67% используют соцсети каждый или почти каждый день.
Музыкальные стриминговые платформы становятся полноценными сервисами развлечений за счет расширения социальных и визуальных функций. Онлайн-кинотеатры превращаются в развлекательные центры с интегрированным социальным взаимодействием. В пандемию практически все онлайн-кинотеатры добавили опцию совместного просмотра. Социальные сети становятся более интерактивными за счет новых функций, игр и развития электронной коммерции.
В период пандемии потребление цифрового медиаконтента в России, согласно отчету Deloitte, выросло практически по всем направлениям. Доля пользователей, скачивающих фильмы, выросла на 20 п. п. (до 70%), слушающих музыку и радио — на 14 п. п. (до 87%). Тех, кто играет в видеоигры, стало меньше — но времени на такие занятия они стали тратить больше (при опросе «Сбера» об увеличении пользования видеоиграми в своих семьях заявили 72% респондентов).
Российские техгиганты активно взялись за развитие гейминга. На российском рынке «Сбер» объявил о запуске игрового направления «СберИгры». В него войдут продюсерский центр, издательство и студия разработки. Игровое направление внесло основной вклад в рост выручки Mail.ru в последнем квартале. Компания делает особую ставку на облачный гейминг — недавно Mail.ru купила разработчика платформы облачного гейминга Playkey.
Умные устройства
Продажи умных колонок в России в 2020 г., по оценкам Just AI, составили 800 тыс. штук — примерно на треть больше, чем годом ранее. По опросам «Сбера», умными колонками пользовались 21% россиян, голосовыми помощниками — 63%. В будущем, если устройства станут более распространенными, ими готовы пользоваться около половины опрошенных.
Виртуальные ассистенты осваивают дополнительные навыки, чтобы охватить все сферы жизни пользователя. «Сбер» в 2020 г. представил семейство виртуальных ассистентов с разными характерами — «Сбер», «Джой» и «Афину».
«Сбер» выпустил умный экран Portal, который позволяет делать покупки во время просмотра фильмов, играть в видеоигры с управлением жестами, заказывать еду и многое другое.
AR/VR-устройства в России зачастую используются в образовательных целях.
Согласно опросам «Сбера», технологиями виртуальной и дополненной реальности
пользуются 11% россиян, из них 10% — в сфере образования. За последние
несколько лет компании провели десятки образовательных
VR/AR-проектов.