31 Марта 2021 | 09:00

Интернет-пираты потеряли 7% доходов

Интерес правоохранительных органов, финансовых учреждений и регуляторов сократил теневые финансовые потоки

В 2020 г. видеосервисы — как легальные, так и пиратские — существенно увеличили аудиторию, однако наплыв зрителей не помог пиратам увеличить доходы. Теневой рынок видеоконтента по итогам года сократился на 7%, с $63,5 млн до $59 млн, подсчитали аналитики Group-IB.

Основным источником трафика для нелегальных ресурсов остается поиск «Яндекса», на него приходится до 90% трафика. Впрочем, по состоянию на начало ноября 2020 г. этот показатель снизился на 5 п. п. относительно 2019 г. Доля Google не превышает 2%, остальной трафик обеспечивают другие поисковики, соцсети, мессенджеры, надстройки в браузерах и прямые переходы.

В Group-IB обеспокоены тем, что поисковый бот «Яндекса» ускорил индексирование новых ссылок. Это — наряду с методами автоматизации, которые используют пираты — нивелирует эффект удаления из поисковой выдачи.

«Пережив падение „большой тройки“ CDN, пираты восстанавливают свои технические мощности и усиливают противодействие правообладателям. Некоторые из них, используя „мутирующие ссылки-дубли“, смену домена и децентрализованные CDN, нашли способы, как обойти антипиратский меморандум, полностью обесценив попытки ручного регулирования и методы борьбы с пиратством», — признает заместитель генерального директора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков Андрей Бусаргин.

В прошлом году российские пользователи 11,8 млрд раз искали бесплатный просмотр фильмов и сериалов в популярных поисковых системах. По сравнению с 2019-м количество запросов выросло на 12%. Апрель 2020 г. и вовсе поставил абсолютный исторический рекорд по числу намерений бесплатно посмотреть пиратские фильмы — 1,4 млрд. Из-за большого наплыва зрителей серверы пиратов даже не выдерживали нагрузок.

Интерес правоохранительных органов, финансовых учреждений и регуляторов к теневым финансовым потокам все же принес результат. Аналитики отмечают падение интереса рекламодателей к «пиратке»: за год средний CPM (цена за 1000 показов) снизился c $6 до $5.

Однако онлайн-казино и букмекерские конторы остаются основными бенефициарами рынка интернет-пиратства: они спонсируют нелегальное копирование кинопремьер и сериалов, переводы на студиях озвучивания, а после публикации ворованного контента размещают в пиратских онлайн-кинотеатрах рекламные баннеры, промокоды и ссылки.

После ликвидации «Большой тройки» CDN (Moonwalk, HDGO и Kodik) пираты не смогли восстановить базу видеоконтента, но на смену крупнейшим пиратским видеобалансерам пришли CDN «второй волны»: Collaps, HDVB, VideoCDN, Videoframe, Bazon, Ustore, Alloha, Protonvideo. База нелегального контента этих восьми CDN содержит 50% от объемов «Большой тройки», которая снабжала до 90% пиратских онлайн-кинотеатров России и СНГ.

Особую тревогу у экспертов вызывает тот факт, что в 2020 г. пираты научились оперативно отслеживать удаленные при помощи антипиратского меморандума ссылки и в автоматическом режиме генерировать новые дубли (с другим URL), что значительно снижает эффективность борьбы.

Ранее Mediascope сообщил о возвращении нелегального букмекера 1XBet и запрещенного в России онлайн-казино Azino 777 в топ-10 заказчиков онлайн-видеорекламы.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Сбер Рекламодатели 2020
2 Nectarin №1 Digital Index 2020
3 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
–ейтинг@Mail.ru