Российские потребители снова почувствовали кризис


Исследования | 22 Мая 2019 16:40

После недолгого периода оптимизма и надежд потребительские настроения снова полны пессимизма, говорится в исследовании Gfk. В целом российские потребители считают, что с начала кризиса в 2015 году их экономическое положение не улучшилось. И это главная причина, почему потребитель вновь чувствует себя в кризисе

По данным исследования GfK, худшие показатели настроений российского потребителя отмечались в 2015 году — на этот период пришелся пик экономического кризиса. Они заметно улучшились в период выхода из кризиса в 2017 г., но вновь ухудшились в 2019 г. По итогам замеров во втором квартале 2019 г. Индекс потребительских настроений составил 96 пунктов из 200 возможных. Чуть выше показатели Индекса в Москве, где он составил 99 пунктов, но и здесь ситуация видится потребителю как стагнирующая.

Александр Демидов, генеральный директор (СЕО) GfK Rus, комментирует результаты исследования: «Понятно, что в пик кризиса в 2015-м потребительские настроения были на самом низком уровне. В 2017 году у россиян появилась надежда на улучшение ситуации, но к 2019 году выяснилось, что на потребительском уровне она не реализовалась: доходы населения продолжали падать, покупательная способность — снижаться. Сегодня потребитель ощущает, что кризис еще продолжается и будет продолжаться длительное время».

Так, на вопрос о том, как изменилось материальное состояние за последние 12 месяцев, в 2015 г. только 11% ответили, что оно улучшилось, 39% ответили, что ухудшилось. В 2017 г. доля тех, чье «положение улучшилось», выросла до 16% и осталась на том же уровне в 2019 г. По итогам исследования в 2019 г. 29% отметили, что «положение ухудшилось». Надежды на улучшение материального положения в будущем в 2015 г. выразили 17% населения, в 2017 г. — 26%, а в 2019 г. их доля вновь снизилась до 23%.

Аналогичная картина и с оценкой экономических условий в стране в следующие 12 месяцев. Самые низкие показатели были в 2015 г., они улучшились в 2017 г. и вновь просели в 2019 г. В 2019 г. 33% опрошенных россиян сообщили, что считают экономические условия в стране плохими. Хорошими их считают 27% участников исследования.

И даже среднесрочные перспективы национальной экономики на ближайшие 5 лет видятся участниками исследования пессимистично. Почти каждый четвертый (24%) считает, что ситуация в национальной экономике может ухудшиться в ближайшие 5 лет.
Интересно, что в 2015 г. доля тех, кто сообщил: «кризис коснулся меня лично», был ниже (43%), чем в 2017 и 2019 гг. (55% и 53%). Вероятно, происходит накопление усталости потребителей, а также доли тех, кого кризис затронул, и этот процесс продолжается.

В 2015 г. 29% россиян полагали, что кризис продлится долго: 4 года и более. Большая же часть населения считала, что кризис закончится раньше и все восстановится. Однако эти надежды не сбылись, и в 2019 г. большая часть населения полагает, что последствия кризиса будут продолжаться еще длительное время.

Выросла и готовность россиян быстро реагировать на потенциальное ухудшение экономических условий. Так, в 2017 и 2019 гг. даже больше россиян, чем в 2015 г., сообщили, что в случае ухудшения материального положения были бы готовы отказаться от дорогостоящих покупок и сервисов, таких как покупка недвижимости, автомобиля, ювелирных украшений; посещение баров и ресторанов; путешествия.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости


doc id = 41

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама