GfK: россияне настроены позитивно на 2019 год, хотя потребительское поведение остается кризисным
Граждане продолжают экономить, снижать траты и покупать в недорогих магазинах. Но верят, что в следующем году ситуация изменится
Позитивные ожидания (для себя и своей семьи) на 2019 г. разделяют 81% респондентов, негативные — только 6%. Это лучшие показатели не только по сравнению с 2016, но и с благополучным 2011 г. Хотя потребительское поведение россиян в 2018 г. оставалось кризисным. Такие данные содержатся в исследовании GfK.
Как одна из причин позитивного настроя граждан — улучшение макроэкономических показателей (выросли ВВП, промышленное производство, оборот розничной торговли, снизились безработица и инфляция). Также в 2018 г. несколько оживились рынки товаров длительного пользования — автомобильный и электробытовых товаров. Также подрос и рынок электробытовой техники, сильное падение которого пришлось на 2015 г. В 2018 г. продолжился рост интернет-торговли, которая не падала даже в условиях кризиса.
К числу позитивных событий можно отнести рост ипотеки, который продолжился в 2018 г. Кроме того, выросло использование таких финансовых инструментов, как кредитные карты и страхование. Растет ценность здоровья, хорошего физического и душевного состояния. В иерархии ценностей этот показатель на втором месте после защищенности семьи. Ценность здоровья в России выше, чем в среднем по миру.
Хотя потребительское поведение россиян в 2018 г. в целом оставалось кризисным. Это четко прослеживается по динамике Индекса потребительских настроений. Если в начале 2018 г. они росли, то с июня начали снижаться, а в августе даже вернулись в отрицательную зону. Доля людей, которых кризис коснулся, даже немного увеличилась в 2018 г. по сравнению с 2016-м.
В 2018 г. российский потребитель снизил затраты на товары повседневного спроса. Даже рынок продуктов питания по всему обороту упал не только в натуральном выражении, как это уже было в условиях кризиса 2014-2016 гг., но и в стоимостном выражении, чего не было за все годы наших наблюдений.
Если в июле 2016 г. 25% россиян заявляли, что они не собираются из-за кризиса отказываться от каких-либо покупок, то в июле 2018 их доля упала до 12%. Значительно выросла доля тех, кто в случае ухудшения финансового положения готов отказаться не только от предметов роскоши, но и экономить на покупках повседневных товаров. Один из главных способов экономии — поиск магазинов с более низкими ценами. Если в 2016 г. об этом заявляли 49% опрошенных, то в 2018 — уже 55%. Цена становится все более важным фактором при покупке товара. Если в 2016 г. так говорили 36% россиян, то в 2018 — уже 40%. В этой связи в структуре торговли постоянно растет доля дискаунтеров. При совершении покупок россияне становятся все более рациональными. Если, например, в 2016 со списком товаров в магазин ходили 43% россиян, то в 2018 — уже 50%.