26 Октября 2018 | 17:10

Пессимизм и «гринпизм». Как изменились ценности россиян за 20 лет

Что движет россиянами, беспокоит их, какие настроения царят в стране, рассказал Александр Демидов, генеральный директор GfK Rus в исследовании «Эволюция социостилей в России». Обзор создан на основе данных, собранных за 20 лет. На основе исследования аналитики выявили основные социотипы россиян и их жизненные ценности

Картинка Пессимизм и «гринпизм». Как изменились ценности россиян за 20 лет

Потерявшие корни и победители без иллюзий

Аналитики выделили пять социотипов россиян: пессимистичные «ретрограды», проактивные «победители», консервативные «традиционалисты», оптимистичные «новаторы» и демократичный «истеблишмент».
Большая часть населения России — «ретрограды». Еще их характеризуют как «потерявшие корни». Они отличаются пессимизмом, пассивным восприятием реальности и страхом перед будущим. Из-за тяжелых условий жизни у них преобладают материалистические, меркантильные ориентации. Сегодня доля этого социотипа в России составляет 39%. В 1996 г. их было больше — 53%.

Второе место по численности занимают «победители». Их в два раза меньше, чем «ретроградов», и они тоже разочарованы в жизни. Но, в отличие от пессимистичных соседей, они обладают амбициями, индивидуализмом и стремлением к свободе. «Победители» ориентированы на быстрое достижение материальных благ без долгосрочной социальной перспективы.

В целом, в России растет число социальных оптимистов («новаторы», «традиционалисты», «истеблишмент»). Они верят в себя и общество в противовес пессимистичным «ретроградам», не доверяющим социальным институтам.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус, % от всего населения (база: не менее 2100 респондентов)

Рисковать в России не любят — 60% опрошенных предпочтут избежать проблем. Однако доля открытых к приключениям людей выросла за последние три года с 35% до 40%.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

Еще меньше, чем рисковать, россияне любят отличаться от других — 68% респондентов предпочитают не выделяться внешним видом и поведением. Ярко выражают свою индивидуальность лишь 32%, и за последние 20 лет количество тех, кто стремится заявить о себе, растет.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

Россиян можно назвать конформистами — 75% респондентов рассказали, что предпочитают следовать общепринятым правилам. Лишь 25% находятся в поисках собственного пути, однако количество бунтарей в этом году наибольшее за 21 год.

Духовность vs материальность

В этом году количество людей, поддерживающих личностное развитие, и тех, кто заботится о финансовом благополучии, разделилось поровну. Стремление к благосостоянию усилилось за пять последних лет.

Несмотря на заинтересованность в обеспеченности, лишь 38% россиян заботятся о комфорте и материальных благах. И это наивысший показатель за 21 год. Большая часть россиян (62%) стремится к морали и здравому смыслу.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

Россияне считают, что долг важнее удовольствия — этот вариант выбрали 54% опрошенных; соответственно, брать от жизни все хотят 46%.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

О своем здоровье заботится 71% респондентов, и только 29% стремятся жить без мысли о завтрашнем дне. По сравнению с концом 90-х явной тенденции по данному соотношению исследователи не выделяют, однако по сравнению с 1997 г. доля тех, кто живет, не думая о завтрашнем дне, уменьшилась с 37% до текущего показателя.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

Порядка 67% россиян в 2018 г. находятся в поисках спокойной работы, только 33% стремятся бороться за карьерный успех. Каких-либо серьезных изменений за последние 20 лет в этом плане не наблюдается.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

Контроль и порядок

Отношение к контролю и свободе у жителей России мало изменилось за последние 20 лет, отмечают аналитики. Однако с 2013 г. доля людей, поддерживающих контроль со стороны государства, впервые превысила отметку в 70%. Также 71% россиян считают, что государство должно контролировать рынок и искать пути выхода из кризиса. Конкуренцию и развитие рынка поддерживают только 29% респондентов.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

За контроль средств массовой информации, в том числе контент, содержащий сцены насилия, выступили 72% респондентов. Исследователи отмечают, что за 20 лет появился некоторый тренд в сторону свободы СМИ.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

Пускать посторонний надзор в собственную жизнь россияне не хотят. Жить независимо от общества и общаться с людьми со схожими взглядами предпочитают 64% респондентов. В холдинге отмечают, что до 2015 г. развитие шло в пользу солидарностей, однако затем настроения вернулись в сторону индивидуализма.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

 

Наука хороша, пока не угрожает свободе личности

Большая часть россиян (66%) поддерживает развитие технологий и считают, что в будущем наука сделает жизнь людей проще. Однако эта тенденция находится под вопросом, так как все больше людей верят, что технологии угрожают свободе личности — так думает 34% опрошенных, и их количество увеличивается.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

Примечательно, что научно-техническому прогрессу отдают приоритет лишь 39% респондентов, в то время как 61% населения страны наиболее важным считает охрану окружающей среды. За то, чтобы экология стала основным приоритетом России, выступают 60% человек. Другие 40% убеждены, что сегодня есть более важные проблемы, требующие решения.

Источник: ГфК­-Русь Омнибус

 

 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.