Сбербанк опубликовал "индекс Иванова" - индекс потребительского доверия
Sberbank Investment Research публикует обзор, посвященный основным тенденциям и инвестиционным возможностям в секторах российского фондового рынка, связанных с потребительской отраслью
Это розничные торговые сети, производители и продавцы товаров повседневного спроса, сельхозпроизводители, банки, телекоммуникационные операторы, медиа- и ИТ-компании, девелоперы и транспортные организации. В центре внимания – эмитенты, более других выигрывающие от роста внутреннего спроса и потребления. Анализ не ограничивается этой «мега-темой»: инвестиционная привлекательность российских компаний рассматривается в глобальном контексте.
Обзор «Потребительское многоборье: лидирует Россия» впервые на рынке представляет сравнение инвестиционных перспектив лучших российских компаний с аналогами из Бразилии, Индии, Китая, ЮАР, Турции, Евросоюза и США. Эта тема рассматривается со многих точек зрения: экономической, стратегической и отраслевой. Анализ от сектора к акциям конкретных компаний, наиболее привлекательных в свете роста внутреннего потребления, дополняется выбором лучших эмитентов в наиболее перспективных секторах.
Основные выводы.
С 2004 года именно внутреннее потребление, в отличие от добывающих отраслей,
обеспечило 80% роста ВВП России. Приблизительно половина этого роста пришлась
на секторы, связанные с потреблением населения.
К 2020 году российский потребительский рынок может стать крупнейшим в Европе и
четвертым по величине в мире. К 2025 году оборот в потребительском секторе
России может достичь $3 трлн.
Российский потребительский сектор – «мега-тема» в контексте мировых
развивающихся рынков. В России больше доля среднего класса, чем в любой другой
стране БРИК, а по уровню ВВП на душу населения остальные страны БРИК сравняются
с Россией не ранее чем через десятилетие.
В отличие от остальных стран БРИК российский потребительский рынок находится на
ранней стадии восходящего цикла. Все еще небольшой охват товарами и услугами
обеспечивает высокие ценовые уровни.
Акции российских компаний, связанных с потребительским сектором, котируются с
большим дисконтом: инвесторы переоценивают зависимость российского фондового
рынка от цен на нефть. Сейчас премия за риск вложений в российский рынок
приближается к максимуму за последние 10 лет.
В целом акции российского потребительского сектора оценены с 25–50%-м дисконтом
к аналогам из Бразилии, Индии, Китая, Турции и ЮАР, хотя у российских эмитентов
намного выше темпы роста прибыли.
По нашим прогнозам, в 2013 году выручка российских ритейлеров, представленных
на фондовом рынке, увеличится приблизительно на 23%.
Мы ожидаем, что в ближайшие годы в российском потребительском секторе и
отраслях, связанных с ним, ускорится консолидация, будет больше приобретений,
слияний, СП и стратегических альянсов. В нашем обзоре мы называем компании,
которые могут принять участие в этих процессах.
В нашей выборке 24 компании. За последние 10 лет динамика их акций была намного
лучше рынка, и перспективы не менее радужны.
Ряд институциональных инвесторов по-прежнему считает российские акции
преимущественно ставкой на цены энергоносителей. В действительности же за
последние восемь лет более чем 80% прироста ВВП России обеспечили отрасли,
связанные с потребительским сектором. Энди Смит, руководитель подразделения
анализа акций Sberbank Investment Research, управляющий директор, считает:
«Общее мнение таково, что российский фондовый рынок – это ставка на нефть.
Однако потребительский сектор ничуть не менее важен. Да, две трети
капитализации фондового рынка России приходится на акции добывающих компаний,
но оставшаяся треть обеспечивает 80% роста экономики страны. И именно эту треть
эмитентов инвесторы знают недостаточно хорошо».
По мнению Sberbank Investment Research, потребительский сектор и связанные с ним отрасли оцениваются с дисконтом в 25–30% относительно аналогов с развивающихся рынков. Мы подчеркиваем, что в большинстве случаев российские эмитенты в этих секторах превосходят своих визави по ожидаемым темпам роста. Энди Смит прогнозирует: «Как только рынок осознает, на чем основаны реальные перспективы роста российского потребительского сектора, нынешняя чрезмерно высокая премия за риск в текущей оценке российского рынка сократится». На основе технического анализа премии за риск вложения в акции российского потребительского сектора и в аналогичные компании других стран БРИК мы делаем вывод, что сейчас эта премия близка к максимальному значению за десять лет и с точки зрения фундаментальных показателей такая оценка относительно сопоставимых компаний выглядит неоправданной.
Аналитики Sberbank Investment Research выявили возможности для активизации слияний и поглощений в российском потребительском секторе – в форме международных сделок, консолидации внутреннего рынка, слияний, создания СП и стратегических альянсов. Российский потребительский сектор по-прежнему сильно фрагментирован, компании пытаются повысить эффективность бизнеса, что создает возможности для консолидации. В августе 2012 года Россия вступила в ВТО, и наши аналитики считают это событие сильнейшим фактором консолидации, т. к. отечественным компаниям придется столкнуться с усилением конкуренции из-за рубежа. «Мы уверены, что с замедлением роста потребительского сектора в Европе и США все больше западных глав компаний будут искать возможности исправить эту ситуацию путем слияний и поглощений… И в этом смысле едва ли допустимо игнорировать акции российского потребительского сектора как инструмент с уникальным сочетанием перспектив роста и привлекательной оценки», – полагает Энди Смит.
В стратегическом плане аналитики Sberbank Investment Research считают наиболее привлекательными для стратегических зарубежных инвесторов следующие секторы: сельское хозяйство, пищевая промышленность, розничные сети современных форматов, фармацевтика, сфера досуга, потребительский банкинг (конвергенция мобильных банковских технологий), здравоохранение, логистика, ИТ-бизнес, автомобильная промышленность, авиакомпании и потребительские услуги. В обзоре также рассматривается возможность выгодно сыграть на таких структурных факторах, как рост цен на продовольствие и необходимость повышения урожайности и производительности в сельском хозяйстве.
Вместе с обзором «Потребительское многоборье: лидирует Россия» Sberbank CIB также начинает публиковать специальный инвестиционный инструмент – «Индекс Иванова Sberbank CIB». В ближайшем будущем инвесторы будут иметь возможность делать прямую ставку на ожидаемый дальнейший рост российского потребительского сектора и сопутствующих отраслей, используя оптимизированную корзину из 24 акций российских компаний потребительского сектора, имеющих биржевой листинг. Торговые операции будут осуществляться командой управления глобальных рынков Sberbank CIB, стоимость индекса будет рассчитываться ежедневно (код Bloomberg IVANSCIB), а ребалансировка корзины будет происходить раз в квартал. Результаты ретроспективного анализа динамики «Нового Индекса Иванова» весьма впечатляют и обещают инвесторам возможность высоких доходов при приемлемых уровнях волатильности и диверсифицированных рисках. Подробная информация о структуре корзины индекса содержится в нашем обзоре, доступном клиентам Sberbank CIB. Обзор вы можете получить, обратившись к вашему менеджеру или в пресс-службу Sberbank CIB.
Также Sberbank Investment Research начал проводить регулярный опрос с целью собрать максимально подробные сведения о потребительских расходах, сбережениях и настроениях среднего класса по всей России. Результаты опроса будут публиковаться раз в два месяца в обзоре «Иванов: Индекс потребительского доверия».
Помимо основного индекса потребительского доверия в этом обзоре будут также представлены опережающие индикаторы наиболее важных тенденций в розничной торговле, банковском секторе, медиа и ИТ, в сфере телекоммуникаций, недвижимости, транспорте – отраслях, опирающихся на быстрый рост потребления в стране.
«Наша цель – дать возможность инвесторам и всем заинтересованным лицам правильно оценить текущую и, возможно, будущую динамику российского потребительского сектора, ситуация в котором меняется очень быстро, и таким образом помочь им принять правильные инвестиционные решения и получить более высокую доходность. Данный тип исследования в очередной раз подтверждает актуальность, уникальность и ценность продуктов Sberbank Investment Research», – прокомментировал руководитель Sberbank Investment Research, управляющий директор, CEO Sberbank CIB UK Ltd. Паоло Занибони.
Опрос проводится агентством Cint для Sberbank CIB раз в два месяца. Методика исследования в значительной степени сходна с методиками ежеквартального исследования потребительского доверия, проводимого Федеральной службой государственной статистики (Росстат), а также других аналогичных исследований в странах ЕС, но скорректирована в сторону увеличения числа вопросов, имеющих отношение к российскому среднему классу. Численность выборки – 2 300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 городах России с населением свыше 100 тыс. человек. Погрешность исследования ниже 2%.
Исследование, проведенное в рамках подготовки первого обзора «Иванов: Индекс потребительского доверия», показало, что по итогам января итоговое значение индекса понизилось на 4% – это более благоприятный результат, нежели полученный исходя из данных Росстата за 4К12, опубликованных в последнем отчете ведомства: в соответствии с ними, за последние три месяца прошлого года индекс упал на 8%.
Индекс потребительского доверия Sberbank CIB (Индекс Иванова), январь 2013 года
Источник: Cint, Росстат, Sberbank Investment Research
Основные выводы, к которым мы пришли в ходе подготовки первого обзора «Индекса Иванова», изложены ниже.
— Хотя прошлый год выдался непростым с точки зрения роста личных доходов и дальнейших перспектив российской экономики, большинство потребителей в настоящее время оценивают ситуацию с оптимизмом и ожидают улучшения собственных условий жизни в 2013 году.
— Тем не менее, несмотря на оптимизм, большинство до сих пор не обладает достаточной уверенностью для того, чтобы делать крупные покупки. Многие воздерживаются от дорогостоящих приобретений, ожидая признаков улучшения динамики экономического роста.
— Что касается тех потребителей, кто все же хотел бы сделать крупную покупку, то стоит обратить внимание на процент планирующих в ближайшие два года сменить автомобиль (42%).
— У большинства опрошенных есть собственное жилье (арендует его лишь 11% респондентов), но примерно 50% планируют в среднесрочной перспективе улучшить жилищные условия.
— Потребители становятся все более чувствительными к ценам: 37% опрошенных считают ценовую привлекательность ключевым фактором в процессе выбора, покупать или не покупать, и если покупать, то где.
— При выборе супермаркета покупатели уделяют гораздо больше внимания ценам и качеству товаров, чем внутренней планировке магазина и уровню обслуживания.
— Инфляция и безработица – основные поводы для опасения у большей части населения, хотя наблюдается здоровый оптимизм: 44% опрошенных ответили, что ждут роста своего личного благосостояния в 2013 года по сравнению с годом предыдущим.
— Многие считают, что высокий уровень коррупции – одна из основных причин, ограничивающих развитие российской экономики. По их мнению, борьба с коррупцией – одна из приоритетных задач правительства.
— Число людей, заявивших, что они хотели бы уехать из России в страну с более благоприятными экономическими и личностными перспективами, по-прежнему очень велико – 38%.
— Анализ отдельных акций еще раз подтвердил правильность нашего позитивного отношения ко многим российским бумагам, таким как «Магнит», Группа ДИКСИ, «Яндекс», «МегаФон», МТС, Группа ЛСР, ГК «Эталон», Sollers и «Аэрофлот».
Более подробный взгляд на ситуацию в российском потребительском секторе
— Российская база потребителей – самая большая в Европе: население страны насчитывает 143 млн человек, а число домохозяйств составляет 43 млн. Снижение численности населения в России удалось предотвратить, и, согласно прогнозам, в 2012 году оно несколько увеличится.
— Исходя из определения среднего класса по ОЭСР, 55% российских домохозяйств уже принадлежат к этому социальному слою по сравнению с 30% в Бразилии, 21% в Китае и 11% в Индии. К числу обеспеченных – с доходом выше $50 тыс. в год – принадлежит 15% российских домохозяйств по сравнению с 5% в Бразилии, 2% в Китае и 1% в Индии.
— Подушевой ВВП России к концу 2013 года, по прогнозам, достигнет $16 тыс. Для того чтобы достичь такого показателя, другим развивающимся рынкам потребуется более десяти лет (Индии – 25 лет, Китаю – 20 лет, ЮАР – 17 лет, Бразилии – 11 лет).
— Россия – пятый по величине потребительный рынок в мире по объему расходов. К 2020 году Россия выйдет на первое место в Европе, опередив Германию, и на четвертое место в мире.
— С 2000 года расходы на розничное потребление в России росли в среднем на 20% в год и по итогам 2012 года составили чуть менее $700 млрд. Более половины этой суммы приходится на непродовольственные товары.
— Аналитики Sberbank Investment Research прогнозируют, что в 2013 году продажи публичных российских ритейлеров, работающих в современных форматах, увеличатся на 23%. Производительность в российском потребительском секторе за последние 10 лет возросла втрое.
— По оценкам аналитиков Sberbank Investment Research, потребительский сектор в широком понимании, то есть с учетом отраслей, ориентированных на уровень потребления, оценивается в среднем на 25–50% дешевле аналогичных секторов в других странах БРИК. Впрочем, в среднесрочной перспективе прибыль в этих отраслях будет стремительно расти – более чем на 20% в год.
— Акции российских компаний, ориентирующихся на уровень потребления, традиционно были доходной инвестицией. Портфель таких бумаг, составленный Sberbank CIB, по динамике котировок опережал базовые индексы основных развитых и развивающихся рынков на протяжении восьми лет из последних десяти.
Настоящая информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Никакая ее часть не может рассматриваться и не составляет рекомендацию, предложение или приглашение делать предложение о покупке или продаже ценных бумаг (финансовых инструментов) опционов, фьючерсов, производных финансовых инструментов или инвестиций.
Настоящая информация не имеет целью дачу инвестиционного совета (инвестиционное консультирование) и не принимает во внимание цели инвестирования, финансовую ситуацию и потребности лица, которое может получить настоящую информацию.
Источник: Sberbank CIB