Любовь к брендам: благодарность или признание?
Компания Online Market Intelligence (OMI) представила результаты пятой ежегодной волны исследования «Любимые бренды россиян»
Samsung, Nokia и Sony пять лет подряд возглавляют top-20 исследования «Любимые бренды россиян», ежегодно проводимого компанией Online Market Intelligence (OMI) в партнерстве с порталом «Эксперт-Онлайн». Россияне пять лет подряд называют «любимыми» только глобальные бренды, среди которых доминируют марки электроники и бытовой техники. Российские бренды не попали в рейтинг top-20, но имеют значительное преимущество в ряде товарных категорий.
Независимое исследование проводится с 2008 года с целью выявления брендов, отношение к которым россияне характеризуют словом «любовь». Метод проведения: Интернет-опрос с использованием онлайн панели Anketka.ru. В опросе приняло участие 1500 человек, проживающих в крупных российских городах с доходом выше среднего; выборка квотная, стратифицированная. После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось назвать торговые марки (бренды), которые они считают любимыми. «Любимые бренды» назывались без подсказки, количество наименований ограничивалось десятью позициями. Далее респондентам задавались вопросы о частоте потребления различных товаров и услуг. Вопросы о любимых брендах в товарных категориях задавались только тем респондентам, которые потребляют товары или услуги в данной категории с заданной частотой.
Полные результаты исследования публикуются на сайте http://www.top20brands.ru/
Как показали результаты исследования 2012 года, лидером двадцатки самых упоминаемых брендов среди респондентов, стал бренд Samsung, трижды возглавлявший список с 2008 года (Таблица 1). Кроме этого, Samsung является неизменным лидером в товарной категории «Бытовая техника» и два года подряд занимает первую строчку в категории «Электроника».
Бренд Nokia, традиционно оспаривающий первые две строчки рейтинга с брендами Samsung и Sony, в этот раз опередил только Sony, получив второе место в двадцатке лидеров. В ранжировании по товарным категориям Nokia четыре года подряд является флагманом среди сотовых телефонов.
Бренд Sony, занявший третье место в общем рейтинге в этом году, не смог добиться лидерства и в товарных категориях, хотя в 2009 и 2010 годах респонденты отмечали к нему свою любовь в категории «Электроника».
Отношение к Adidas – стабильно, бренд остается на четвертой строчке рейтинга третий год подряд. Этот бренд также признают лидером в таких товарных категориях как «Одежда» и «Спортивные товары» с 2009 года. В категории «Обувь» Adidas соперничает с Ecco, в 2012 году в пользу последнего.
Конкурент бренда – Reebok, также вошел в список самых упоминаемых любимых брендов, но только на 19 позиции.
Apple ворвался с двадцатку лидеров только в 2010 году, но уже на следующий год с тринадцатого места поднялся на восьмое, а в 2012 году занял пятое место в списке «Любимых брендов». Несмотря на то, что в соответствующих товарных категориях яблочный бренд пока не заявил своё право первенства, можно ожидать упрочения позиций Apple в обозримом будущем.
Впервые за пять лет Nike поднялся на шестую строчку рейтинга. До этого года самый лучший результат у бренда был зафиксирован в 2010 году, когда доля респондентов, отметивших свою любовь к нему, позволила поставить Nike на восьмое место.
Седьмое, восьмое и девятое место рейтинга за пять лет исследования занимали совершенно разные бренды: от автомобильных до электротехнических. В 2012 году данные места соответственно заняли Bosch, Philips и LG.
Coca-Cola в середине рейтинговой таблицы – это единственный бренд из пищевой промышленности, любовь к которому респонденты отмечают пять лет подряд. Несмотря на свою исключительность, выше девятой позиции (2010 г.) в рейтинге легендарный бренд не поднимался.
Вторым брендом из пищевой отрасли в рейтинге лидеров 2012 года стал Nestle, занявший 18 строчку.
Panasonic в двадцатке лидеров занял одиннадцатую строчку, однако, в рейтинге брендов по товарным категориям, отмечен не был.
На двенадцатом месте top-20 неизменный лидер товарной категории «Компьютерная техника» - бренд Asus.
Впервые за пять лет в рейтинге появилась модная марка Zara (13-ое место). Еще один новый бренд, вошедший в двадцатку любимых брендов – это Acer (17- ое место).
Toyota – один из трех автомобильных брендов в top-20, занявший самое высокое место, по сравнению со своими конкурентами: BMW и Mercedes. Они в свою очередь получили шестнадцатую и двадцатую строчки рейтинга, соответственно. При этом лидером категории «Автомобили» стал бренд BMW, уступавший эту позицию бренду Toyota в 2009 и 2010 годах.
HP улучшил свои позиции по сравнению с данными 2011 года на два пункта (15 место в 2012 году, 17-ое, в 2011), но стал упоминаться как «любимый» меньшим количеством респондентов, по сравнению с 2009 и 2010 годами (11 и 12 место, соответственно).
Таблица 1. Сводная таблица ТОП-20 любимых брендов россиян с 2008 по 2012 годы.
|
БРЕНДЫ |
||||
Позиция в рейтинге/год |
2012 |
2011 |
2010 |
2009 |
2008 |
1 |
SAMSUNG |
Samsung |
Nokia |
Samsung |
Sony |
2 |
NOKIA |
Sony |
Samsung |
Sony |
Samsung |
3 |
SONY |
Nokia |
Sony |
Nokia |
Nokia |
4 |
ADIDAS |
Adidas |
Adidas |
Panasonic |
Panasonic |
5 |
APPLE |
Panasonic |
Panasonic |
Toyota |
Adidas |
6 |
NIKE |
Bosch |
Philips |
Adidas |
Toyota |
7 |
BOSCH |
Philips |
Bosch |
Canon |
BMW |
8 |
PHILIPS |
Apple |
Nike |
Bosch |
Mercedes |
9 |
LG |
Nike |
Coca-Cola |
Asus |
LG |
10 |
COCA-COLA |
LG |
LG |
Philips |
Bosch |
11 |
PANASONIC |
Gillette |
Toyota |
HP |
Canon |
12 |
ASUS |
Coca-Cola |
HP |
Sony Ericsson |
Nike |
13 |
ZARA |
Asus |
Apple |
Nike |
Coca-Cola |
14 |
TOYOTA |
Toyota |
Asus |
LG |
HP |
15 |
HP |
Canon |
Mercedes |
Nissan |
Sony Ericsson |
16 |
BMW |
Nivea |
L'Oreal |
Coca-Cola |
Philips |
17 |
ACER |
HP |
BMW |
Reebok |
Asus |
18 |
NESTLE |
L'Oreal |
Chanel |
Mercedes |
Siemens |
19 |
REEBOK |
Christian Dior |
Canon |
BMW |
Audi |
20 |
MERCEDES |
BMW |
Nestle |
Honda |
Toshiba |
По данным OMI
Анализируя данные о брендах, исследователи пришли к выводу, что, несмотря на возможности резкого прорыва и признания современных модных марок, например, таких как Apple, в подавляющем большинстве любовь россиян к брендам носит консервативный характер. Так, в 2010 году лидерами в своих товарных категориях стали 33, занявшие такие позиции в 2009 году; в 2011 – 41 бренд в сравнении с 2010 годом, а в 2012 году респонденты назвали 45 брендов, о любви к которым они говорили год назад.
Итоги комментирует Александр Шашкин, генеральный директор компании OMI: «Наше исследование показывает совокупный результат и эффективность усилий, направленных маркетологами на создание и продвижение брендов. Вместе с тем, любовь к брендам – это и благодарность людей за доступные, качественные товары, и признание заслуг бренда в области облегчения повседневной жизни людей. Стоит отметить, что в top of mind исследования «Любимые бренды», по-прежнему, входят только глобальные марки. Однако важно, что в целом ряде категорий российские торговые марки сохраняют первенство. На наш взгляд статус «Любимого бренда Россиян» украсит коммуникацию любого бренда, а «послания любимым брендам», которые мы собирали в этом году, помогут маркетологам глубже понять смыслы, которые люди вкладывают в свои эмоции».
Практическую пользу результатов исследования прокомментировал исполнительный директор АКАР Валентин Смоляков: "Бренд - это не просто торговая марка, это коммуникация между потребителем и товаропроизводителем, требующая сложного построения. На эту коммуникацию влияет очень многое: мода, вкусы, жизненные позиции потребителей. И порой уследить за всеми тенденциями и подобрать для них эффективные механики бывает достаточно сложно. Это гигантский труд маркетологов, рекламных и медиа- агентств. Именно о том, что сегодня является наиболее востребованным в области коммерческих коммуникаций будем обсуждать на конференции «День Бренда» в этом году".
Таблица 2. Любимые бренды в товарных категориях. Сводная таблица с данными с 2009 по 2012 годы.
Категории/ Год |
2012 |
2011 |
2010 |
2009* |
Автомобили |
BMW |
BMW |
Toyota |
Toyota |
Аптеки |
36,6 |
36,6 |
36,6 |
36,6 |
Банковские услуги |
Сбербанк |
Сбербанк |
Сбербанк |
Сбербанк |
Бытовая техника |
Samsung |
Samsung |
Samsung |
Samsung |
Бытовая химия |
Fairy |
Tide |
Ariel |
Ariel |
Водка |
Зеленая марка |
Зеленая марка |
Парламент |
Nemiroff |
Детское питание |
Агуша |
Агуша |
Агуша |
Агуша |
Замороженные полуфабрикаты |
Hortex |
Hortex |
Hortex |
Hortex |
Зубная паста |
Colgate |
Colgate |
Colgate |
|
Кафе и рестораны |
McDonalds |
McDonalds |
Шоколадница |
McDonalds |
Кетчупы и другие соусы |
Heinz |
Heinz |
Heinz |
Heinz |
Колготки и чулки |
Omsa |
Omsa |
Omsa |
|
Компьютерная техника |
Asus |
Asus |
Asus |
Asus |
Кондитерские изделия |
Коркунов |
Коркунов |
Бабаевский |
Коркунов |
Консервированные овощи и фрукты |
Bonduelle |
Bonduelle |
Bonduelle |
Bonduelle |
Корма для кошек |
Whiskas |
Whiskas |
Whiskas |
|
Корма для собак |
Pedigree |
Pedigree |
Pedigree |
|
Кофе |
Nescafe |
Nescafe |
Nescafe |
Nescafe |
Майонез |
Calve |
Calve |
Calve |
Calve |
Макаронные изделия |
Макфа |
Макфа |
Макфа |
Макфа |
Минеральная и питьевая вода |
Bon Aqva |
Aqva Minerale |
Aqva Minerale |
Aqva Minerale |
Мороженое |
Инмарко |
Инмарко |
Инмарко |
Nestle |
Молочные продукты |
Простоквашино |
Простоквашино |
Простоквашино |
Простоквашино |
Мясные и колбасные изделия |
Микоян |
Микоян |
Микоян |
Микоян |
Обувь |
Ecco |
Adidas |
Ecco |
Ecco |
Одежда |
Adidas |
Adidas |
Adidas |
Adidas |
Парфюмерия и косметика |
L'Oreal |
L'Oreal |
L'Oreal |
L'Oreal |
Пиво |
Балтика |
Балтика |
Балтика |
Балтика |
Подгузники |
Pampers |
Pampers |
Pampers |
|
Продуктовые магазины |
Ашан |
Ашан |
Ашан |
Ашан |
Растительное масло |
Олейна |
Олейна |
Олейна |
Золотая семечка |
Рыба и морепродукты |
Русское море |
Русское море |
Русское море |
Русское море |
Рыбные и мясные консервы |
Главпродукт |
Главпродукт |
Главпродукт |
Главпродукт |
Сигареты и другие табачные изделия |
Winston |
Winston |
Winston |
Winston |
Слабоалкогольные коктейли |
Jaguar |
Jaguar |
Jaguar |
Jaguar |
Сладкие газированные напитки |
Coca-Cola |
Coca-Cola |
Coca-Cola |
Coca-Cola |
Снеки (чипсы, сухарики, орешки, семечки) |
Lays |
Lays |
Lays |
Lays |
Соки |
Добрый |
Добрый |
Добрый |
Я |
Сотовые телефоны, смартфоны или КПК |
Nokia |
Nokia |
Nokia |
Nokia |
Спортивные товары |
Adidas |
Adidas |
Adidas |
Adidas |
Средства женской гигиены |
Always |
Always |
Always |
Always |
Средства по уходу за телом (гели для душа, кремы, мыло, дезодоранты и прочее) |
Nivea |
Nivea |
Nivea |
Nivea |
Страховые услуги |
Росгосстрах |
Росгосстрах |
Росгосстрах |
РОСНО |
Сухие завтраки, мюсли, хлопья, каши |
Nestle |
Nestle |
Nestle |
Nestle |
Товары для бритья |
Gillette |
Gillette |
Gillette |
|
Товары для детей |
Jhonson&Jhonson |
Lego |
Мир детства |
Антилопа |
Фототехника |
Canon |
Canon |
Canon |
Canon |
Чай |
Lipton |
Lipton |
Lipton |
Greenfield |
Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос |
Head& Shoulders |
Head& Shoulders |
Nivea |
Pantene PRO-V |
Электроника (телевизоры, аудиотехника, DVD-плееры, видеокамеры и т.д.) |
Samsung |
Samsung |
Sony |
Sony |
По данным OMI
*В 2009 году исследование проводилась по 43 товарным категориям.