01 Августа 2011 | 06:41

Госрегулирование фармрынка привело к повальному закрытию аптек

В общероссийский рейтинг Retailer Russia TOP-100, составленный агентством INFOLine совместно с Retailer magazine, попали восемь аптечных сетей. Анализ операционных и финансовых показателей компаний показал, что в 2010 году большинство крупнейших аптечных сетей сократили свое присутствие на рынке

Картинка Госрегулирование фармрынка привело к повальному закрытию аптек

Минувший год ознаменовался резким сокращением сетей на аптечном рынке, выяснили аналитики INFOLine. Основные игроки — «36,6», «Фармакор», «Имплозия» и другие — были вынуждены закрывать нерентабельные точки, в результате чего каждая из сетей сократила свою долю рынка. Постоянный лидер — сеть «36,6» — закрыл 30 аптек и потерял по сравнению с 2009 годом 11% выручки. Это позволило «Ригле» вплотную приблизиться к первой строчке рейтинга крупнейших аптечных сетей.

В общероссийский рейтинг Retailer Russia TOP-100, составленный агентством INFOLine совместно с Retailer magazine, попали восемь аптечных сетей. Анализ операционных и финансовых показателей компаний показал, что в 2010 году большинство крупнейших аптечных сетей сократили свое присутствие на рынке. «Количество магазинов у них сокращалось в связи с оптимизацией бизнеса: в течение года сети закрывали нерентабельные точки», — объясняет гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

В целом по стране за прошлый год количество аптек сократилось примерно на 20%, причем наиболее активно этот процесс происходил в поселках и небольших городах, выяснили аналитики. Закрывать точки был вынужден и крупнейший игрок аптечного рынка — сеть «36,6». За 2010 год число аптек «36,6» уменьшилось с 1019 до 989, а выручка по сравнению с 2009 годом снизилась на 11%, до 14,2 млрд руб., следует из отчета INFOline. В результате «36,6» сократила долю рынка с 3,16 до 2,64%.

Основной конкурент «36,6» аптечная сеть «Ригла», принадлежащая «Протеку», почти вплотную подошла к лидеру. В отличие от «36,6» она оказалась в плюсе: выручка сети за прошлый год выросла на 6,8% и достигла 12 млрд руб. «Ригле» удалось нарастить долю рынка с 2,13 до 2,27%.

Третья по величине сеть «Фармакор» сократила свое присутствие: ее доля рынка снизилась с 1,8 до 1,6% в 2010 году. В минусе также оказались «Имплозия», «Доктор Столетов», «Вита» и «Радуга», добавляют аналитики INFOLine.

В агентстве «Фармэксперт» говорят о схожих тенденциях, но оперируют немного другими цифрами. Так, по данным «Фарм­эскперта», в 2010 году по сравнению с 2009 годом доля «36,6» снизилась значительнее — до 2,53%, у «Риглы» выросла с 2,28 до 2,44%, у «Фармакора» упала до 1,7%.

В INFOLine считают, что эта ситуация обусловлена введением государственного регулирования цен на рынке. С этим соглашаются и сами сети. «Игроки теряли доли из-за регулирования лекарственных средств из списка жизненно важных, а также ограничения нелекарственной продукции, которая может продаваться в аптеках, — объяснили РБК daily в «36,6». — К тому же весь 2010 год мы закрывали неприбыльные аптеки». В 2010 году розничный рынок находился в сложной ситуации, в частности из-за государственного регулирования, обострившейся ценовой конкуренции и неактивного спроса, добавили в пресс-службе «Риглы».

В этом году практически у всех сетей отмечается рост продаж, замечает директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов. «Совокупная рыночная доля топ-10 аптечных сетей по итогам первого квартала выросла на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — отмечает он. Однако рентабельность аптек в этом году просела из-за повышения налогового бремени: если до 1 января 2011 года у крупных и средних аптечных сетей рентабельность составляла 5—7%, то сейчас упала до 3—5%.

Сейчас трудные времена наступят для небольших игроков аптечного рынка, прогнозируют эксперты. В существующих условиях бизнес-модель крупных сетей более эффективна и прибыльна, утверждают в «36,6». «Масштаб бизнеса позволяет сокращать административные и логистические расходы, а также получать выгодные закупочные условия, которых нет у мелких сетей», — объясняет представитель компании.

Источник: РБК Daily

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.