Индекс потребительского доверия в США – новый негативный рекорд
Плохие новости из Европы и США не добавили оптимизма и россиянам. В России потребители оптимистичнее оценивают рынок труда, но пока не верят в собственную финансовую стабильность. В целом, готовность тратить оставшиеся после уплаты основных расходов на проживание средства остается на невысоком уровне в России
Согласно данным исследования Nielsen, Индекс потребительского доверия, в мире снизился впервые за шесть кварталов. В России он потерял 6 пунктов по сравнению с началом года. Причиной стало замедление экономического восстановления и очередное распространение кризисных ожиданий по всему миру.
Как говорит д-р Венкатеш Бала, главный экономист Cambridge Group (подразделение Nielsen), "Количество позитивных новостей оказалось недостаточным, чтобы обеспечить высокий уровень доверия среди интернет-потребителей всего мира во II квартале. Замедление темпов роста производства в Азии, развитие долгового кризиса в Европе и политическая нестабильность на Ближнем Востоке в сочетании с увеличением расходов домохозяйств и повышением продовольственной инфляции – все это негативным образом отразилось на уровне потребительского доверия. Во II квартале угасли надежды на полное восстановление мировой экономики в ближайшие двенадцать месяцев, и большинство потребителей во всем мире сохраняют негативные ожидания в отношении экономических тенденций".
В последней волне глобального онлайн-исследования Nielsen, проведенной в период с 20 мая по 7 июня 2011 года, глобальный Индекс потребительского доверия упал на три пункта с 92 до 89 – самый низкий уровень с IV квартала 2009 года. Уровень потребительского доверия в США снизился на пять индексных пунктов до 78. Это рекордно низкий уровень, на два пункта ниже прежнего минимума в 80 пунктов, зафиксированного в первой половине 2009 года в разгар глобального экономического спада.
"В условиях стремительного роста цен на бензин, инфляционного давления в сегменте потребительских товаров, продолжающихся проблем на рынке жилья (потеря заложенной недвижимости и обесценивание имущества), тревожных климатических тенденций (ущерб от наводнений и торнадо), а также стагнации на рынке труда, во II квартале доверие среди американских потребителей упало до нового минимума", - говорит Тодд Хэйл (Todd Hale), старший вице-президент потребительских исследований, Nielsen США.
Индекс потребительского доверия в России
В России Индекс потребительского доверия в конце 1 полугодия 2011 года также
снизился – до 82 пунктов, потеряв шесть пунктов по сравнению с 4-м кварталом
2010. Пессимизм в России обусловлен ростом неуверенности потребителей в
состоянии собственных финансов, растущие цены, что отмечают потребители, и, как
результат, снижение готовности тратить. 72% россиян считают состояние
собственных финансов не слишком хорошим или плохим, согласно онлайн
исследованию Nielsen. Однако, есть и хорошие новости: все больше
онлайн-пользователей в России замечают оживление на рынке труда и оценивают
свои перспективы на ближайшие полгода как положительные. К тому же, если
сравнить то, как потребители оценивают состояние собственных финансов в Европе,
Россия остается оплотом спокойствия: лишь 11% респондентов здесь ответили, что
не располагают свободными средствами. Во многих странах Европы так ответили до
30% респондентов.
"В целом, потребители в России более оптимистичны в оценке макроэкономической ситуации по сравнению с 4-м кварталом 2011 году, что обусловлено ростом позитивных оценок рынка трудоустройства. Однако, что касается собственного бюджета, растущие продовольственные цены, высокие расходы на ЖКХ заставляют российских потребителей умерить свои аппетиты и планы по расходованию свободных средств. Как следствие, это сдерживает темпы восстановления потребительского доверия в России. Не исключено, что в нынешних условиях потребителям придется быть еще более изобретательными в стратегиях экономии", говорит Дуайт Уотсон, региональный директор в странах Северо -Восточной Европы, Nielsen.
В текущих условиях, когда потребители испытывают нехватку свободных средства, промо-акции станут еще более сильным драйвером потребления и наращивания доли. Однако, ритейлерам и производителям стоит принимать взвешенные решения относительно промо-акций для своих товаров. Самой страшной ошибкой может стать перепромоутирование категорий, участникам рынка стоит быть осторожными с акциями связанными с временным снижением цен, это может привести к обесцениванию брендов в категории и снижению продаж в долгосрочной перспективе.
В целом, готовность тратить оставшиеся после уплаты основных расходов на проживание средства остается на невысоком уровне в России. Самым популярным способом реализации свободных средств остается покупка одежды. Каждый второй онлайн-пользователь (51%) отметил, что потратить свободные средства на приобретение одежды. Снижается готовность тратить по большинству позиций, в том числе и на популярные ранее декорирование и ремонт дома, покупка бытовой техники и электроники, а также сбережения. Значительный рост отмечен по позиции «туризм и отдых» (41%).
«Если оценивать результаты последней волны замера Индекса потребительского доверия в России, создается впечатление, что все, чего сейчас хотят российские потребители – это сходить в долгожданный отпуск перед началом очередного бизнес-сезона, ведь именно по этому пункту мы видим самый значительный рост ожидаемых трат среди российских потребителей в июне 2011 года», комментирует Д. Уотсон.
Негативные ожидания
Наиболее резкое снижение показали такие регионы, как Ближний Восток / Африка и
Азиатско-Тихоокеанский Регион – на 12 и 9 индексных пунктов, соответственно, по
сравнению с прошлым кварталом. При этом текущие показатели соответствуют
тенденциям прошлого года. Уровень потребительского доверия в Европе (74) и
Латинской Америки (91) практически не менялся – в обоих регионах рост составил
всего один индексный пункт. Несмотря на снижение на 9 пунктов, АТР остается
наиболее оптимистичным регионом (98 пунктов), за которым следует регион Ближний
Восток / Африка (94 пункта).
"Согласно данным за II квартал, потребители вернулись к негативным ожиданиям и снова затягивают пояса после последних 12 месяцев, в течение которых они позволили себе медленное и осторожное увеличение расходов", - говорит д-р Бала. "По данным последнего опроса, намерения расходов сверх жизненно необходимых (от инвестиций в акции и покупки одежды до туристических путевок и обновления бытовой техники) среди потребителей во всем мире сократились по сравнению с ситуацией три месяца назад".
Еще одним свидетельством того, что потребители сохраняют негативные настроения, является тот факт, что 58% онлайн-потребителей во всем мире сказали, что они по-прежнему находятся в состоянии экономического спада – это самое высокое значение за прошлый год. Из них более половины (51%) считают, что в течение ближайшего года рецессия будет сохраняться. Число Интернет-респондентов в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, которые сказали, что в настоящее время они находятся в стадии рецессии, увеличилось с 37% в I квартале 2011 года до 45% вo II квартале. В регионе Ближний Восток / Африка экономический спад продолжается для 74% онлайн-респондентов - рост на 9 пунктов по сравнению с ситуацией три месяца назад.
Наиболее существенное падение потребительского доверия во II квартале было зарегистрировано в Саудовской Аравии (-11) и Египте (-10), где в I квартале 2011 года отмечался наибольший рост. В целом, показатели совпадают с тенденциями прошлого года. "Постреволюционный оптимизм в Египте угас и сменился более реалистичными взглядами на ситуацию в стране и более глубоким пониманием экономического аспекта периода после революции", - говорит Халед эль Тохами (Khaled El Tohami), управляющий директор Nielsen Egypt. "В Саудовской Аравии всплеск оптимизма в I квартале, вызванный дополнительными денежными вливаниями, сделанными королем Абдаллой, стих по мере того, как потребители почувствовали на себе инфляционное давление при покупке продуктов питания и оплате ЖКХ", - говорит Арслан Ашраф (Arslan Ashraf), управляющий директор Nielsen Saudi Arabia.
Нарастающая экономическая нестабильность в Греции на фоне
эскалации ее долгового кризиса и широкого распространения протестных настроений
привели к дальнейшему падению потребительского доверия во II квартале на 4
пункта. Греция стала самой пессимистичной страной в мире. Индекс
потребительского доверия в стране упал до рекордно низкого уровня в 41
пункт.
Во II квартале 2011 снижение уровня потребительского доверия было отмечено на 8
из 14 рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее резкое падение
зафиксировано в Австралии и Сингапуре. В Китае, хотя экономика замедляется,
потребители сохраняют оптимизм.
"Небольшое снижение потребительского доверия в Китае вызвано ростом инфляции, которая по-прежнему является основной проблемой для потребителей. Хотя в последние три месяца инфляция продолжала ползти вверх, каких-либо признаков замедления темпов потребления незаметно, даже в категориях товаров не первой необходимости. Продолжающееся укрепление внутреннего потребления отражает общий оптимизм в экономике, основанный на продолжающемся росте доходов", - говорит Картик Рао (Karthik Rao), управляющий директор Nielsen Greater China.
Готовность тратить снижается
Двенадцать месяцев назад 35% онлайн-потребителей во всем мире сказали, что
сейчас хорошее время для того, чтобы делать нужные и желанные покупки. Однако
во II квартале 2011 года этот показатель снизился до 27% - наиболее
заметный спад отмечен в США и Азиатско-Тихоокеанском Регионе. В начале этого
года 27% потребителей в США сказали, что сейчас хорошее время для покупок, а в
прошлом квартале их количество сократилось до 20%. Аналогично, год назад 40%
потребителей Азиатско-Тихоокеанского Региона считали, что текущий период -
хорошее время для покупок, а во II квартале таких потребителей осталось всего
32%.
"На розничном рынке США лишь 20% домохозяйств повысили свою потребительскую
активность в период рецессии, тогда как все другие семьи по-прежнему проявляют
сдержанность - в частоте посещений магазинов и средней сумме чека", - говорит
Хейл. "Рост продаж потребительских товаров в денежном выражении составил всего
0,1% . При этом продажи в денежном выражении за последний квартал
снижались аналогичными темпами – подобного мы не наблюдали уже
давно".