Реклама табака заставляет подростков закурить
Если подросток как минимум дважды в неделю заходит в магазины, где есть сигареты и табачная реклама, шансы, что он закурит, повышаются в два раза
Учитывая, что большинство взрослых курильщиков пристрастились к вредной привычке именно в подростковом возрасте, меры по ограничению табачного маркетинга в точках розничных продаж помогут снизить распространенность курения. К таким выводам пришли американские ученые из исследовательско-профилактического центра медицинского университета Стэнфорда (Stanford University School of Medicine).
Кругом реклама табака
Группа ученых
под руководством доктора наук Лизы Хенриксен провела несколько опросов (между
первым и последним прошло около 30 месяцев) среди учащихся трех средних школ
города Трэйси, штат Калифорния, в возрасте от 11 до 14 лет. Ученые
интересовались, успел ли подросток попробовать сигарету, как часто он курил,
как часто посещал магазины, где есть табачная реклама — мелкие киоски,
продуктовые магазины, бензоколонки. Учеников разделили на три группы исходя из
частоты посещения подобных мест: умеренной (от одного раза в две недели до двух
раз в неделю), редкой (менее двух раз в месяц) и высокой (от двух раз в неделю
и чаще).
Исследование началось в 2003 году. Из 2110 опрошенных учеников 1681 никогда до этого не курили. Год спустя попробовали сигареты еще 18% детей, большинство из них часто посещали магазины с табачной рекламой. Как минимум одну затяжку сделали 29% в группе «высокой» частоты и лишь 9% — в группе «редкой». Последний опрос через 2,5 года после начала исследования показал, что 27% всех учеников попробовали сигареты, из них 34% составили те, кто посещал магазины с табачной рекламой наиболее часто, и лишь 21% — те, кто посещал их редко.
Чтобы оценить влияние табачной рекламы на детей, ученые умножили частоту визитов того или иного ученика в ближайшие к школе торговые точки на количество маркетинговых впечатлений — плакатов, стоек с сигаретами и функциональных объектов вроде пепельниц и зажигалок. В среднем ученики переживали 325 сигаретных «впечатлений» в неделю — от 114 у тех, кто редко посещал подобные магазины, до 633 среди тех, кто заходил туда часто. «Я была поражена этими цифрами, — комментирует Хенриксен. — Табачную рекламу невозможно пропустить».
Маркетинговые хитрости
Влияние табачной рекламы на подростков с годами не ослабевало. К концу
исследования участники «умеренной» группы затянулись хотя бы раз на 19% чаще,
чем «редкой». В «высокой» группе эта вероятность была на 42% выше. «Молодые
люди чрезвычайно восприимчивы к рекламным сообщениям, — говорит доктор
медицинских наук Мет Аммерман из Стэнфорда. — Табачные компании идут на уловку.
Что люди обычно покупают в магазинах? Сигареты, но также стиральный порошок,
еду, корм для кошки, словом, обычные вещи. Оттого покупка сигарет выглядит
естественной и нормальной, а табачная реклама не раздражает».
«Представители табачной индустрии уверяют, что реклама призвана заставить
курильщика сменить бренд. Однако наше исследование показывает, что она
заставляет закурить подростка», — говорит Хенриксен, которая изучает табачный
маркетинг уже более 10 лет.
Результаты этого исследования, возможно, потребуют ввести дополнительные меры по ограничению табачной рекламы. Так, совсем недавно, 22 июня, в США вступил в силу закон, запрещающий табачным компаниям использовать применительно к сигаретам эпитеты «легкий», «низкий» и «мягкий» на пачках в рекламе.
Если в 1997 году в США курили 36,4% подростков, то в 2003 году их стало 21,9%, в 2009 году — 19,5%. «Спад подросткового курения начал замедляться, и число курящих детей не будет и дальше снижаться без дополнительных мер по регулированию табачного маркетинга», — говорит Хенриксен. Следует отметить, что львиная доля (около 90%) общего маркетингового бюджета табачных компаний приходится непосредственно на точки продаж.
Результаты исследования американских ученых опубликованы в журнале Pediatrics.
Курящая Россия
В России ситуация с подростковым курением обстоит гораздо хуже, чем в США. По
распространенности табакокурения среди подростков наша страна находится на 4−м
месте в мире.
Согласно данным Минздрава, у нас курят 65% мужчин и до 30% женщин, из них 80% мужчин и 50% женщин начали курить в подростковом возрасте. Хотя в нашей стране и действует законодательный запрет на продажу сигарет несовершеннолетним, он зачастую нарушается. Специалисты связывают это с тем, что 75% общего объема сигарет в России реализуется через мелкие точки — киоски и павильоны. В настоящее время в Госдуме готовится законопроект, запрещающий торговлю табачными изделиями в подобных местах. Он призван улучшить контроль за продажей сигарет подросткам.
Источник: Infox.ru