ФАС: чиновники имели право восстановить договоры с компанией Александра Геллера



ФАС: чиновники имели право восстановить договоры с компанией Александра Геллера
Федеральная антимонопольная служба по итогам многомесячного разбирательства так и не выявила нарушений в действиях чиновников, которые в феврале возобновили пять из восьми договоров с оператором наружной рекламы ТРК

Управление ФАС по Москве наконец-то определилось со своей позицией по поводу возобновления минувшей зимой пяти из восьми договоров между ООО ТРК и столичным департаментом СМИ и рекламы.

Эта компания, связанная с автохолдингом «Гема» Александра Геллера, – один из семи победителей аукционов, которые департамент провел в 2013-2014 годах. По их итогам чиновники заключили с компанией восемь договоров на установку и эксплуатацию в целом почти 1,5 тыс. конструкций. За это ТРК пообещала перечислить чиновниками за десять лет действия контрактов более 22,5 млрд руб.

Впрочем, уже в декабре 2014-го стало понятно, что структура «Гемы» находится на особом, привилегированном положении у чиновников департамента. В том декабре ТРК не смогла своевременно выплатить предусмотренные договором 2 млрд руб. и просто предоставила вексель, который был принят. Реальные деньги в бюджет Москвы были перечислены только в феврале 2015-го. Причем тогдашний руководитель департамента Владимир Черников сначала заявлял, что ведомство «изучит вопрос» о взыскании предусмотренной в договорах неустойки за просроченный платеж, а потом признал, что для этого нет никаких оснований.

В декабре 2015-го, когда надо было делать очередной платеж, чиновники предоставили ТРК гигантскую по сравнению с другими победителями аукционов скидку. При базовом платеже 2,3 млрд руб. компания перечислила в бюджет Москвы лишь 1,3 млрд руб. Сменивший Владимира Черникова на посту руководителя департамента Иван Шубин не смог ответить на запрос AdIndex, сколько реально конструкций эксплуатирует ТРК (размер платежа зависит от числа конструкций).

В декабре 2016-го ТРК предпочла вовсе проигнорировать предусмотренную договорами очередную выплату. При этом г-н Шубин сначала письменно заверил AdIndex, что платеж по первым двум договорам, заключенным в 2013 году, ведомство получило, а потом констатировал, что компания не рассчиталась по всем восьми контрактам.

В январе чиновники вынуждены были расторгнуть из-за просроченного платежа все восемь договоров с ТРК. Но в феврале 2017-го департамент восстановил пять контрактов с самой привлекательной для компании адресной программой.

Было ли возобновление этих пяти договоров законным, и выясняло с весны УФАС по Москве. Противники восстановления этих контрактов указывали на то, что чиновники, расторгнув договоры, не могли заново отдать эти места под рекламные конструкции без проведения торгов, как этого требует закон «О рекламе».

Департаменту 19 июля 2017 года было выдано предупреждение о необходимости прекратить «действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции», сообщает в ответе на запрос AdIndex заместитель руководителя управления Ирина Гудкова. Упомянутая норма, в частности, запрещает чиновникам создавать дискриминационные условия. «Департамент предупрежден о необходимости применения равных условий к лицам, заключивших с департаментом договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», – продолжает г-жа Гудкова.

Несмотря на предупреждение чиновникам, УФАС, тем не менее, в возобновлении договоров департамента с ТРК не видит ничего предосудительного. «Сам по себе отзыв департаментом письма о расторжении договоров признаков нарушения антимонопольного законодательства не содержит», – заключает Ирина Гудкова.

УФАС по Москве считает пять из восьми восстановленных договоров департамента с ООО ТРК действующими, уточнил позицию управления его пресс-секретарь Олег Маршанкин. А нарушение департаментом антимонопольного законодательство, по словам представителя УФАС, выразилось в дифференцированном (не равном) подходе к победителям торгов при решении вопроса о просроченном платеже. В декабре 2014-го своевременно не смогла рассчитаться с городом структура «Никэ», и договоры с ней были оперативно расторгнуты. В декабре 2015-го по одному из договоров не смогла сделать платеж структура «Веры-Олимп». Контракт был расторгнут, и только в суде стороны согласовали мировое соглашение, по которому договор был восстановлен на выгодных для «Веры-Олимп» условиях.

Запросы в пресс-службу столичного департамента СМИ и рекламы, а также в ТРК пока остались без ответа.

Пять из восьми договоров с ТРК были возобновлены, поскольку компания не просто перечислила по ним положенные 1,3 млрд руб., но и выплатила 51 млн руб. неустойки за просроченный платеж, письменно уведомил AdIndex в феврале начальник управления городской рекламы департамента Роман Алборов. О том, что у ТРК по этим пяти договорам осталась какая-либо задолженность, чиновник тогда не упоминал.

Но ТРК не полностью рассчиталась с департаментом, свидетельствует иск ведомства к структуре «Гемы». По пяти возобновленным договорам компания так и не выплатила почти 106,8 млн руб. штрафа. Кроме того, чиновники требуют с ООО ТРК и 75,4 млн руб. долга, и 22 млн руб. неустойки.

Департамент подал свой иск в мае в арбитражный суд Москвы, в июле тот решил, что этот спор должен разбирать арбитражный суд Московской области, в которой зарегистрировано ООО ТРК.

На 1 июня 2017 года ТРК располагала, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», почти 1,3 тыс. рекламных поверхностей (одна конструкция, как правило, содержит две поверхности) общей площадью 30 тыс. кв. м. Возможную выручку ТРК за первые пять месяцев «ЭСПАР-Аналитик» оценивает в 405 млн руб. с НДС. По этому показателю структура «Гемы» занимает шестое место после Russ Outdoor (почти 2,9 млрд руб. по результатам мониторинга в 50 городах без учета небольших форматов, indoor и рекламы на транспорте), Gallery (почти 2 млрд руб.), «Веры-Олимп» (638 млн руб.), «Лайсы» (550 млн руб.) и «Постера» (450 млн руб.).

Александру Геллеру принадлежит 79% ООО ТРК, у управляющей компании «Конверсия» – 20%, оставшимся 1% распоряжается само общество. Все эти доли находятся в залоге у финансовой корпорации «Открытие», кредитора ТРК.

Торги 2013-2014 годов на столичную наружную рекламу

Год проведения Формат Лот Количество мест
под конструкции (шт.
)
Цена лота (млн руб.) Изменение (%) Базовый платеж* (млн руб.) Победитель
Стартовая Итоговая в первый год во второй-девятый год
2013 щит 1 757 3383 12517 270 2503 1252 Russ Outdoor
2 754 3366 12454 270 2491 1245 Russ Outdoor
3 719 3199 11996 275 2399 1200 Никэ**
4 672 3053 12213 300 2443 1221 Gallery
5 687 3096 12539 305 2508 1254 Вера-Олимп***
6 83 369 1180 220 236 118 Никэ**
7 81 365 1096 200 219 110 ТРК****
8 79 352 1215 245 243 122 Russ Outdoor
9 79 352 1075 205 215 107 ТРК****
10 88 403 1291 220 258 129 Gallery
уличная мебель 1 555 956 2533 165 507 253 Расвэро
2 562 976 1025 5 205 103 Russ Outdoor
3 551 914 1188 30 238 119 Вера-Олимп
афишные стенды 1 566 400 880 120 440 88***** Корпорация "Руан"
2 566 400 1020 155 510 102***** Корпорация "Руан"
3 567 400 1000 150 500 100***** Корпорация "Руан"
ВСЕГО В 2013 ГОДУ 16 7366 21985 75222 242 15914 7232 (7522)*****  
2014****** щит + уличная мебель 1 298 4644 4644 0 929 464 ТРК****
2 298 4644 4644 0 929 464 ТРК****
3 299 4659 4659 0 932 466 ТРК****
4 298 4646 4646 0 929 465 ТРК****
5 62 893 893 0 179 89 Вера-Олимп
6 62 893 893 0 179 89 Вера-Олимп
7 61 878 878 0 176 88 ТРК****
8 62 893 893 0 179 89 ТРК****
ВСЕГО В 2014 ГОДУ 8 1440 22150 22150 0 4430 2215  

* В соответствии с аукционной документацией победители торгов 2013 года на места под щиты и уличную мебель, а также торгов 2014 года после подписания десятилетнего контракта должны сделать платеж за первый год и в качестве обеспечения договора за последний. Победитель торгов 2013 года по афишным стендам после подписания договора делает платеж сразу за первые пять лет. Сумма договора может быть уменьшена в зависимости от того, смог ли победитель торгов установить все конструкции.
** В декабре 2014 года структура «Никэ» – участвовавшее в аукционе ООО «Илион» – не сделала платаж за очередной, 2015-й год работы, и столичный департамент СМИ и рекламы в одностороннем порядке расторг с ней договоры.
*** В декабре 2015 года структура «Веры-Олимп» - участвовавшее в аукционе ЗАО «Олимп» – не смогло сделать очередной, сниженный до 730 млн руб. платеж по этому лоту. В январе 2016-го договор по этому лоту был расторгнут, но в ноябре департамент и ЗАО «Олимп» заключили мировое соглашение, в соответствии с которым договор был возобновлен. До конца февраля 2017 года ЗАО «Олимп» в соответствие с условиями мирового соглашения должно было выплатить почти 257 млн руб., платеж был сделан с опозданием только в конце апреля.
**** 30 декабря 2016 года столичный департамент СМИ и рекламы официально признал, что ТРК вовремя не произвела очередной платеж по заключенным в 2014 году шести договорам, 16 января 2017 года департамент заявил, что очередного платежа по двум договорам, заключенным в 2013 году, также не было. В январе все договоры с ТРК были расторгнуты, но затем, после того как ТРК заплатила 1,3 млрд руб. и 51 млн руб. неустойки, пять из восьми договоров были возобновлены.
***** Платеж только с 2019 года.
****** На аукционе 2014 года торги состоялись лишь по двум лотам, которые по стартовой цене взяла структура группы «Вера-Олимп». По остальным лотам торги были признаны не состоявшимися, поскольку до них был допущен только один участник. С ним в итоге и были заключены договоры по неразыгранным лотам.
Источник: Департамент СМИ и рекламы Москвы

Автор: Сергей Соболев

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id =
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров