В кризисном 2015 году Russ Outdoor сократил четверть сотрудников


Наружная реклама | 08 Февраля 2017 | 2

В кризисном 2015 году Russ Outdoor сократил четверть сотрудников
Кризис 2015 года не мог не сказаться на бизнесе крупнейшего в стране оператора наружной рекламы Russ Outdoor. Группа, чей операционный убыток по итогам того года превысил $34 млн, не смогла обслуживать ранее привлеченный у своего акционера кредит и была вынуждена реструктурировать задолженность

Переходный период

AdIndex ознакомился с последней доступной отчетностью по МСФО группы Russ Outdoor. В появившихся в открытых источниках лишь к концу 2016 года материалах приводятся финансовые результаты крупнейшего в стране оператора наружной рекламы за 18 месяцев – с июля 2014-го по декабрь 2015-го.

Это не типичный для группы период: ранее финансовый год для головной структуры группы – зарегистрированной в Нидерландах компании Russ Out of Home B.V. – заканчивался в июне. Но в феврале 2015-го акционеры Russ Outdoor проголосовали за то, чтобы финансовый год отныне совпадал с календарным. В результате образовался переходный период, в котором один финансовый год растянулся на 18 месяцев.

Эти полтора года были непростыми для всего рекламного рынка. Если в первой половине 2014-го активность рекламодателей была высока из-за проходивших в том феврале зимних Олимпийских игр в Сочи, то уже во втором полугодии рост рынка фактически прекратился. В декабре 2014-го резко обесценился рубль, что спровоцировало в 2015-м падение рекламных сборов во всех медиа за исключением интернета.

В июле-декабре 2014 года общие доходы владельцев рекламных конструкций, по оценке исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», остались на уровне аналогичного периода предыдущего года, составив 19,5-19,7 млрд руб. без НДС. А за весь 2015-й упали на 21%, до 32 млрд руб.

Падение вместе с рынком

У Russ Outdoor, как следует из его отчетности, выручка с июля 2014-го по декабрь 2015-го составила $230 млн против $293 млн за финансовый год, закончившийся в июне 2014-го. В пересчете на рубли по среднему курсу ЦБ за каждый финансовый год это соответственно 12,5 млрд и 9,9 млрд руб. Но тут необходимо учитывать, что первые цифры относятся к финансовому году, который в полтора раза длиннее предыдущего.

За двенадцать месяцев календарного 2015 года выручка Russ Outdoor снизилась на 21%, до 7,7 млрд руб., свидетельствует отчетность французской группы JCDecaux, владельца 25% Russ Outdoor.

Основной доход Russ Outdoor приносит размещение рекламы на собственных конструкциях. Выручка в этом сегменте за финансовый год, закончившийся в декабре 2015-го, составила всего $189 млн против $247 млн за финансовый год, закончившийся в июне 2014-го, указано в отчетности группы. В пересчете на рубли это, однако, рост на 22%, до 10,3 млрд руб.

Есть у группы сегмент, где доход за отчетный период увеличился даже в долларовом исчислении. Это размещения рекламы в точках продаж: $15,6 млн против $12,4 млн. В рублях это вообще двукратный рост: 853 млн против 420 млн руб. соответственно.

Другими источниками дохода Russ Outdoor являются услуги по размещению рекламы на чужих конструкциях, печать постеров, демонтаж незаконно установленных рекламоносителей, праздничное оформление улиц и т.п. Более половины всей своей выручки группа зарабатывает в Москве.

ВТБ спас

В кризис бизнес Russ Outdoor стал операционно убыточным. По итогам 18 месяцев операционный убыток превысил $34 млн, или 1,9 млрд руб. В предыдущем финансовом году были зафиксированы $36 млн операционной прибыли (1,2 млрд руб.). Группа сокращала издержки, свидетельствует ее отчетность. В частности, на 30 июня 2014 года в штате Russ Outdoor насчитывалось свыше 3,3 тыс. человек, на 31 декабря 2015-го – лишь 2,5 тыс. человек.

Чистый убыток за 18 кризисных месяцев достиг $65,3 млн (3,6 млрд руб.) против $6,2 млн (208 млн руб.) чистой прибыли за предыдущий финансовый год.

Ключевые показатели бизнеса Russ Outdoor

Показатель
Значение за финансовый год
(млрд руб.*)
Изменение к предыдущему финансовому году
(%)

01.07.2014-31.12.2015

01.07.2013-31.12.2014**

01.07.2012-30.06.2013

01.07.2011-30.06.2012

01.07.2014-31.12.2015

01.07.2013-31.12.2014**

01.07.2012-30.06.2013

Выручка 12,549 9,907 10,654 10,123 27 -7 5
Операционная прибыль -1,870 1,221 0,391 1,053  -- 212 -63
Чистая прибыль -3,567 0,208 -0,462 -0,329  --  -- 41
Обязательства на конце отчетного периода 8,560 8,946 8,747 7,512 -4 2 16
Свободные средства на счетах на конец отчетного периода 0,346 1,160 4,509 2,523 -70 -74 79

* Приведенные в долларах США значения пересчитаны по среднему курсу ЦБ за указанный отчетный период.
** В последнем отчете данные за предыдущий финансовый год, закончившийся 30.06.2014 года, были пересмотрены. Приведены новые цифры.
Источники: Russ Out of Home B.V., расчеты AdIndex


$670 тыс. отступных

На конец 2015 года структура акционеров зарегистрированной в Нидерландах Russ Out Of Home B.V., головной компании всей группы Russ Outdoor, осталась неизменной. У ВТБ – 26,43%, у французской JCDecaux – 25%, у американского инвестора, основателя телеканала СТС Питера Герви – 21,85%, у бывших и нынешних топ-менеджеров Russ Outdoor во главе с Максимом Ткачевым – 20,72%, у члена совета директоров Альфа-банка Андрея Косогова – 6%.

В 2015 году пакеты Питера Герви, Андрея Косогова и топ-менеджеров – всего 48,57% Russ Outdoor – хотело купить агентство «Лайса», рекламный подрядчик РЖД. Но сделка сорвалась. В мае 2015-го, когда стороны еще вели переговоры, Russ Outdoor покинул ее управляющий директор Максим Ткачев, замену которому нашли только через год. Новым управляющим директором Russ Outdoor стал Жан-Эммануэль де Витт.

Вместе с господином Ткачевым группу в 2015 году покинули еще два из десяти топ-менеджеров. Это операционный директор и руководитель одного из дивизионов, указано в отчетности группы. Речь идет о Джейсоне Сениоре и Крисе Роди, отвечавшим, в частности, за размещение рекламы в аэропорту Пулково, уточняют собеседники AdIndex, знакомые с ситуацией в Russ Outdoor.

Трем ключевым сотрудникам, покинувшим группу, была выплачена разовая компенсация $670 тыс. Всего за 18 месяцев с июля 2014-го по декабрь 2015-го все десять топ-менеджеров заработали почти $3,3 млн (178 млн руб. по среднему курсу ЦБ за этот период). В предыдущем финансовом году, закончившимся в июне 2014-го, этот показатель равнялся $4,1 млн (139,6 млн руб.).

У Russ Outdoor возникли проблемы с ликвидностью, и группа не смогла обслуживать кредит, ранее привлеченный у одного из своих акционеров. Еще в 2011 году, когда совладельцем Russ Outdoor стал «ВТБ Капитал», он предоставил группе кредит на 5 млрд руб. В преддверии столичных аукционов 2013 года кредитная линия была увеличена до 6,6 млрд руб. (в пересчете на доллары на конец июня 2014 года эта сумма вместе с процентами превышала $200 млн).

На торгах 2013 года Russ Outdoor выиграл свыше 2,15 тыс. мест под щиты и конструкции небольшого формата, пообещав выплатить за них в течение десяти лет более 27,2 млрд руб. Причем в первый год, согласно прописанным в договорах условиям, группа заплатила сразу 5,4 млрд руб.

В августе 2014-го «ВТБ Капитал» предоставил группе еще 2 млрд руб. (около $55 млн). Причем уже на конец финансового года, закончившегося в июне 2014-го, менеджмент Russ Outdoor признал, что группа не сможет дальше обслуживать кредит.

В апреле 2015-го начался процесс реструктуризации задолженности. В результате в июле 2015-го группа заключила уже не с «ВТБ Капиталом», а с самим банком ВТБ новый кредитный договор, основные выплаты по которому приходятся на 2018-2020 годы. Кредитная линия теперь составляет 10 млрд руб., но может быть увеличена при соблюдении ряда условий до 11 млрд руб.

За счет нового кредита группа полностью рассчиталась с «ВТБ Капиталом» и получила в ноябре 2015-го 1,4 млрд руб., благодаря которым смогла сделать очередной платеж по десятилетним контрактам в Москве.

Собственных средств Russ Outdoor на развитие бизнеса пока не хватает, следует из отчетности группы. Если бы в 2016 году проходили торги в Петербурге, то Russ Outdoor, возможно, потребовалось бы дополнительное внешнее финансирование (аукционы в Петербурге до сих пор не состоялись).
ВТБ, крупнейший акционер Russ Outdoor и ее кредитор, на 31 декабря 2015 года оценивал всего оператора наружной рекламы почти в 9,5 млрд руб., что на 17% меньше, чем на декабрь 2014-го.

Полегчало

Финансовые результаты Russ Outdoor за 2016 год пока не известны. Французская JCDecaux лишь отметила, что в прошлом году ее доходы в России выросли. Исследовательская компания «ЭСПАР-Аналитик» оценивает возможную выручку Russ Outdoor в 2016 году в 50 крупнейших городах страны в 6,8 млрд руб. с НДС (без учета небольших форматов и рекламы на транспорте), что на 15% больше, чем годом ранее.

Но стал ли бизнес Russ Outdoor вновь прибыльным, неизвестно. Один из собеседников, знакомых с делами группы, полагает, что в лучшем случае в 2016 году Russ Outdoor «сработал в ноль».

Пресс-служба ВТБ отказалась комментировать клиентскую информацию. Представитель Russ Outdoor не ответил на запрос AdIndex.

ТОП-5 крупнейших операторов наружной рекламы России по итогам 2016 года*

Компания
Возможная выручка за 2016 год
(млрд руб. с НДС)
Инвентарь на 31 декабря 2016 года

Количество поверхностей
(тыс. штук)

Общая площадь поверхностей
(тыс. кв.м.)

Russ Outdoor 6,844 27,6 4,6
Gallery 5,173 28,1 4
ТРК** 1,432 1,9 0,5
Poster 1,102 6,9 1,6
"Вера-Олимп"*** 1,053 2,7 0,4

* По результатам мониторинга в 50 крупнейших городах.
** В январе 2017 года правительство Москвы из-за просроченного платежа расторгло с работающим только в столице ООО ТРК все договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
*** В январе 2016 года правительство Москвы из-за просроченного платежа расторгло со структурой «Веры-Олимп», ЗАО «Олимп», самый крупный договор на установку и эксплуатацию рекламных щитов. В ноябре 2016 года стороны заключили мировое соглашение и восстановили договор, но его в суде оспаривает кредитор «Веры-Олимп» банк ВТБ.
Источник: «ЭСПАР-Аналитик»


Gallery тоже пришлось спасать

Положение других операторов наружной рекламы, победивших на столичных аукционах 2013-2014 года, оказалось ничуть не лучше, чем у Russ Outdoor. Например, на грани финансового краха к 2015 году оказался главный конкурент Russ Outdoor – группа Gallery.

В декабре 2014-го рейтинговое агентство Standard & Poors сообщило, что Gallery нарушила один из ковенантов по кредиту Сбербанка, и тот снизил заемщику размер кредитной линии и перенес срок ее погашения с 2019 на 2015 год. Gallery «может испытать кризис ликвидности в ближайшие 12 месяцев, если не получит дополнительной финансовой поддержки из внешних источников», констатировали в декабре 2014-го аналитики Standard & Poors.

От краха в 2015-м году Gallery спасли акционеры – один из основателей группы Анатолий Мостовой и фонды под управлением Baring Vostok Capital Partners. Они предоставили группе дополнительное финансирование, чтобы рассчитаться со Сбербанком и поддержать ликвидность «в сложных текущих финансовых условиях на рынке рекламы». Взамен структуры Baring Vostok Capital Partners и Анатолия Мостового стали единственными владельцами Gallery.

В 2016 году возможная выручка Gallery в 50 крупнейших городах страны могла составить, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», почти 5,2 млрд руб. с НДС (без учета конструкций небольшого формата и рекламы на транспорте), что на 11% больше, чем годом ранее.

В декабре 2016-го AdIndex сообщал о том, что управляющий директор Russ Outdoor Жан-Эммануэль де Витт инициировал переговоры об объединении бизнеса с Gallery. В ее пресс-службе тогда заявляли, что «подобные слухи [об объединении с Russ Outdoor] ходят не первый год, но компания их никогда не комментировала.

Автор: Сергей Соболев

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


последние новости

Комментарии

Билли Недобилли (Гость) | 08.02.2017, 17:39
Это мы еще многого не знаем
Писаки (Гость) | 08.02.2017, 18:12
А ВТБ ещё в доле?

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id =
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров