25 Сентября 2014 | 17:40

Общественно-политические издания предлагают помечать спецметками

Развлекательная пресса не угрожает интересам государства, а значит, на нее не должен распространяться 20-процентный барьер на участие иностранцев в СМИ, считают распространители прессы

Картинка Общественно-политические издания предлагают помечать спецметками

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) обратилась в комитет Госдумы по инфополитике с предложением ввести запрет на владение иностранцами более чем 20% акций российских СМИ только для общественно-политических изданий и не распространять его на владельцев развлекательных и lifestyle-газет и журналов. Развлекательные СМИ, выпускаемые издательскими домами с иностранным участием, не участвуют в информационной войне против России, а значит, не угрожают интересам государства, отмечают в своем письме представители АРПП (есть в распоряжении «Известий»). Кроме того, распространители предлагают ввести специальную маркировку для общественно-политических СМИ сродни возрастной маркировки информационной продукции, которую по закону размещают на своей продукции ТВ-каналы и печатные СМИ. АРПП также просит оставить возможность иностранным издательским домам учреждать СМИ по согласованию с госорганами.

17 сентября депутаты Госдумы Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ) внесли в нижнюю палату парламента поправки в закон о СМИ, ограничивающие максимально возможную долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих средствами массовой информации, до 20%. Внесенный законопроект запрещает выступать учредителями какого-либо СМИ (радио, печатное издание, телеканал и пр.) иностранным физическим и юридическим лицам, а также гражданам России, имеющим двойное гражданство, и лицам без гражданства. Как отмечали депутаты, закон призван защитить российское информационное пространство посредством ограничения доступа иностранных лиц к учреждению периодического печатного издания, сетевого издания, телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы, редакции СМИ, организации, осуществляющей вещание. По замыслу инициаторов, ограничения вводятся с 1 января 2016 года. Владельцам СМИ дается время до 1 февраля 2017 года на приведение всей корпоративной цепочки в соответствие с законом. Новые документы о владельцах и учредителях, по замыслу депутатов, должны быть переданы в Рос­комнадзор не позднее 15 февраля 2017 года. Предложенные поправки уже приняты Госдумой в первом чтении.

Сейчас в России, по данным АРПП, около 3 тыс. отечественных издательских домов, доля международных ИД от общего числа участников рынка составляет 0,5%. При этом именно издательства с участием иностранного капитала генерируют большую часть выручки на рынке, им принадлежит около 60% печатных изданий в стране. В прошлом году рынок реализации прессы составил 47,6 млрд рублей, из которых 33 млрд пришлось на ИД с иностранным капиталом.

В результате ограничений рынок может покинуть более чем половина газет и журналов, причем только 6–7% из них, по оценке АРПП, общественно-политические.  

Зарубежные компании, по данным АРПП, вкладываются в России в основном в развлекательные медиа: глянец, гиды, журналы о звездах, lifestyle-издания для женщин и мужчин.

В случае если 20-процентный барьер распространится на все печатные СМИ, в издании которых принимают участие иностранцы, обрушится рынок распространения и полиграфического производства (типографии будут не загружены), предрекает ассоциация. Кроме того, рабочие места потеряют журналисты изданий. Чтобы избежать этих последствий, распространители предлагают ограничивать участие иностранцев только в общественно-политических СМИ, доля которых невелика, а воздействие на общественное сознание, напротив, высокое. В противном случае, по оценке организации, госбюджет недополучит 4,8 млрд рублей.

Депутаты планируют обсудить предложения распространителей на специально созданной рабочей группе комитета, утверждает соавтор законопроекта, первый заместитель председателя думского комитета по инфополитике Вадим Деньгин.

— Наш законопроект направлен на обеспечение информационной безопасности, он не должен затрагивать СМИ, не влияющие на процесс государственного строительства, которые не подменяют понятия при освещении политических тем, на развлекательные или детские издания, — отмечает парламентарий.

Он считает предложения АРПП жизнеспособными, по его мнению, для выделения особого статуса общественно-политическим изданиям необходимо прописать в законодательстве полную классификацию СМИ по видам и направлениям. Пока классы СМИ указываются в лицензии.

Президент глянцевого холдинга Hearst Shkulev Media (журналы Elle, Marie Claire, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь», мужской глянец Maxim и другие журналы) Виктор Шкулев уверен, что обсуждаемый законопроект всё же будет принят в том виде, в котором он существует, без поправок от медиабизнесменов. Такой вывод Шкулев сделал из совещания зампредседателя комитета по инфополитике с Гильдией издателей периодической печати.

— Надо оставаться реалистами — закон вступит в силу в том виде, в котором он есть, — считает Шкулев. — Остальные поправки будут вноситься после его принятия. В пятницу уже состоится третье чтение законопроекта.

По словам Шкулева, его издательский дом пока не выбрал дальнейшую модель развития бизнеса в том случае, если закон вступит в силу в нынешнем варианте. Вероятнее всего, говорит президент HSM, придется воспользоваться опытом Китая, где бизнесмены при схожих законах нашли обходные пути для ведения медиабизнеса.

Источник: Известия

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru