Неспокойному Рунету стукнуло 17 лет
В России отмечают 17 день рождения Рунета. 7 апреля 1994 года был делегирован национальный домен верхнего уровня .ru. Событий, связанных с русскоязычным сегментом Интернета, случившихся за прошедший год, хватило бы на десяток лет
Многомиллионная аудитория «Живого Журнала» гадает, кому выгодно DDoS-ить популярную блоговую площадку, чиновники заводят микроблоги и аккаунты в социальных сетях, печатные СМИ теряют подписчиков и рекламодателей, а Рунет тем временем вступает во взрослую жизнь. Сегодня интернет-пользователи отмечают 17 день рождения национального домена верхнего уровня .ru (Russia) — 7 апреля 1994 года запись об открытии российского доменного интернет-пространства появилась в международной базе данных национальных доменов верхнего уровня. Само название «Рунет» вошло в обиход тремя годами позже, а окончательно прижилось после 2001 года.
Событий, связанных с русскоязычным сегментом Интернета, которые произошли за прошедший год, хватило бы на десяток лет. Отметим лишь несколько.
Последняя из наиболее громко обсуждаемых историй — хакерские атаки на популярную блоговую площадку LiveJournal («Живой Журнал», ЖЖ). В русскоговорящей части «Живого Журнала» зарегистрировано около 5 миллионов аккаунтов, а месячная аудитория ЖЖ в России составляет около 33 миллионов уникальных пользователей. Начиная с 30 марта ЖЖ работает с перебоями из-за повторяющихся мощных DDoS-атак. Версий об их происхождении в Рунете появилось великое множество. Первая и, пожалуй, самая популярная из них — политическая. «Живой Журнал» для пользователей является источником информации «из первых уст», поэтому предположение, что «заDDoS-ить» хотели конкретную страницу одного из популярных блогеров, родилось одним из первых. Позднее администрация ЖЖ выдвинула свою версию — атака была направлена непосредственно на сам сервис без каких-либо персональных предпочтений. «Сверхцелью всего этого является манипулирование аудиторией ЖЖ, дабы ее размазать по другим социальным сетям и стендэлонам, где, понятное дело, бороться с отдельно взятым пользователем в сотни раз проще», — написал один из непосредственных участников событий, блогер igrick. Вчера ЖЖ снова подвергся атаке, уже в третий раз за неделю. Как подсказывают эксперты и здравый смысл, история на этом не закончится.
За последние несколько месяцев много шума наделал теперь уже всем известный блогер, адвокат Алексей Навальный со своим проектом «РосПил». Сайт с таким названием был запущен в декабре 2010 года для публикации подозрительной информации о госзакупках. С тех пор блогер не перестает удивлять Рунет все новыми разоблачениями и встречает одобрение и поддержку со стороны пользователей. Свидетельством тому является тот факт, что когда на поддержание «РосПила» организаторам потребовались деньги — около 5 млн рублей в год — искомая сумма была собрана силами пользователей меньше чем за месяц. При этом в первые сутки было собрано около 1 млн рублей. Единственное сообщение о сборе средств было опубликовано в блоге Алексея Навального 2 февраля текущего года.
В прошлом году самый популярный российский пользователь сервиса микроблогов Twitter Дмитрий Медведев стал законодателем новой моды среди российских чиновников и политиков. Теперь многие из них не расстаются с планшетными компьютерами известной марки и считают своим долгом вести диалоги с народом в соцсетях. Некоторые из-за этого попадают в комичные, а иногда и драматичные ситуации. У многих «рунетчиков» в памяти сохранилась история с «твитом» тверского губернатора Дмитрия Зеленина, который нашел червя в тарелке на приеме в Александровском зале Кремля. Отрицать то, что власть имущие стали ближе к народу, нельзя — в блогах обсуждаются законопроекты, а некоторым пользователям удается достучаться до чиновников и даже решить конкретные проблемы.
Помощник президента Аркадий Дворкович также активно общается с россиянами в Twitter. А кроме того, коммуникации в Cети поддерживают губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и многие другие. В ЖЖ своими мыслями, переживаниями и отчетами о проделанной работе делятся глава Ульяновской области Сергей Морозов, губернаторы Пермского края и Кировской области Олег Чиркунов и Никита Белых.
На днях губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, следуя общегосударственной тенденции, объявила о скором открытии страницы Смольного в социальной сети «ВКонтакте». «Как и все пользователи, будем размещать фотоальбомы, видео, а главное — информацию о самых интересных городских событиях — все, как положено в социальной сети», — заявила она.
Через день после этого на жителей Рунета обрушилась еще одна новость, связанная с Валентиной Матвиенко — на официальном сайте футбольного клуба «Зенит» вместо привычного содержания обнаружилась фотография губернатора Санкт-Петербурга а также спикера законодательного собрания города Вадима Тюльпанова. Неизвестный хакер, подписавшийся «Человек из Ленинграда», высказал свое мнение по поводу властей города, используя ненормативную лексику, и призвал посетителей сайта не доверять «партии воров и жуликов».
«Три волшебных буквы» и деньги в Интернете
В прошлом году только очень ленивые СМИ не написали про IPO Mail.ru Group. На данный момент это единственная российская интернет-компания, чьи акции обращаются в Лондоне. Она провела первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже прошлой осенью. Объем размещения составил 32,93 миллиона обыкновенных акций (более 16%), а стоимость продаваемого на бирже пакета — более 912 млн долларов. По мнению экспертов, успешное IPO Mail.ru Group в текущем году спровоцирует выход на мировые биржи других российских компаний.
В самом разгаре интрига с IPO еще одной российской интернет-компании — «Яндекс». В прессе сообщения о планах по размещению появляются регулярно, а в самой компании их комментируют неохотно. По одной из существующих версий, IPO «Яндекса» намечено на июнь-июль на американской Nasdaq.
Как отмечали эксперты, одной из заметных тенденций в Рунете стал поиск путей монетизации новых и давно существующих сервисов. Существенно увеличила темпы роста и интернет-реклама. Если в кризисный 2009 год этот сегмент рекламного рынка увеличился на 8%, то, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за три квартала 2010 года — уже на 37%. В первой половине прошлого года объем всего российского рекламного рынка составлял около 100 млрд рублей. При этом на интернет-рекламу уже тогда приходилось 10,7% всех рекламных бюджетов. Совокупный объем рынка интернет-рекламы в 2010 году превысил 22,5 млрд рублей.
По оценкам аналитиков RuTube, на размещение видеорекламы в Рунете в прошлом году рекламодатели потратили 531 млн рублей. По сравнению с 2009 годом показатель увеличился на 77%.
Большую часть доходов интернет-компаний традиционно составляет контекстная реклама. По оценке АКАР, объем рынка контекстной рекламы в России в 2010 году составил 16,85 млрд рублей, показав рост за год на 46%. Исходя из оценок всего российского рынка контекстной рекламы за первую половину прошлого года, сделанных АКАР и агентством Mindshare, 75-80% его объема приходится на долю «Яндекс.Директа». Оставшуюся часть делят между собой системы «Бегун» и Google AdWords.
Цифры и факты
Согласно статистике Координационного центра национального домена сети Интернет, на сегодняшний день в зоне .ru зарегистрировано более 3 млн 254 тысяч доменных имен. Для сравнения — в 2003 году их было немногим более 200 тысяч, а в 2009 — около 2,5 млн. Самый большой годовой прирост новых доменных имен — 702 тысячи — был зарегистрирован в 2008 году. В 2010 было создано 502 тысячи доменов в зоне .ru.
Одной из заметных вех в истории русскоязычного Интернета стало создание еще одного национального домена верхнего уровня — .рф. В альтернативный День Интернета — 4 апреля 2011 года в кириллической зоне было зарегистрировано 800-тысячное доменное имя. Теперь домен .рф занимает 15-е место по количеству доменных имен среди европейских национальных доменов, обогнав .cz (национальный домен Чехии). Доля уже работающих сайтов в зоне .рф составляет почти 57% — 453 395 имен. Напомним, первыми сайтами, открытыми в кириллической зоне, стали «президент.рф» и «правительство.рф» — они заработали в ночь с 12 на 13 мая прошлого года.
По прогнозам фонда «Общественное мнение» (ФОМ), к концу 2014 года численность интернет-пользователей в России составит около 80 млн человек, или 71% населения страны старше 18 лет. При этом к активной части, ежедневно подключающимся к Интернету, можно будет отнести больше половины россиянин — 56%, или примерно 63 млн человек.
Количество вовлеченной в Сеть российской аудитории постоянно растет, о чем свидетельствуют регулярные замеры, проводимые ФОМ. По данным последнего исследования, месячная аудитория Рунета составила 50,3 млн, а суточная — 36,3 млн человек. Это соответственно на 22% и 40% больше, чем год назад. При этом уровень проникновения Интернета среди населения России старше 18 лет составил 43%. Ежедневно выходят в Сеть 31% совершеннолетних россиян.
Согласно прогнозам экспертов, аудитория Интернета в России в ближайшие 4 года увеличится почти вдвое — динамика увеличения месячной аудитории составит 60%, суточной — 75%.
Постепенное проникновение Интернета в регионах дает наибольший прирост. Сегодня в Рунете больше всего пользователей из городов с численностью населения до 500 тысяч (48%). Доля Москвы составляет 12%, и Санкт-Петербурга и городов-миллионников —14%. К концу 2014 года, по прогнозу экспертов, месячная аудитория Интернета в Санкт-Петербурге будет составлять 78% жителей, а в Москве — 89%.
Источник: BFM.ru