«ЕЖ» протянул руку за помощью
Главный редактор «Ежедневного Журнала» Александр Рыклин попросил читателей принять участие в финансировании издания
«Заранее предвижу скептические ухмылки. И тем не менее, твердо уверен, что этот шаг был неизбежен. И вот настало время его сделать. Мы приглашаем читателей «Ежедневного Журнала» принять участие в финансировании издания. Сразу поясню, ни о какой «подписке» в классическом понимании этого термина речи не идет. Другими словами, «ЕЖ» по-прежнему останется в свободном доступе. Целиком, без каких-либо исключений. Абсолютно для всех. И для тех, кто откликнется на наш призыв и согласится слегка (ну, скажем, на 500 рублей или на 20 долларов в месяц) увеличить расходную часть личного бюджета, и для тех, кто проигнорирует это предложение», - пишет Рыклин на официальном сайте издания.
Рыклин пообещал непременно что-нибудь придумать для особо отличившихся подписчиков. «Например, будем приглашать на встречи с авторами и с редакцией, присылать книжки наших авторов с дарственными надписями и т.д. Словом, мы найдем, друзья, как и чем вас отблагодарить», - сообщил он.
Наконец, чтобы промотивировать потенциальных меценатов, главред написал следующее: «Вы меня спросите, зачем же платить за то, что можно получить даром? Ответ простой — исключительно из готовности поучаствовать в важном и полезном деле. И помочь тем, кого любишь…». Именно так, с многоточием.
Про это многоточие мне есть, что сказать, но кто я, а кто Иван Давыдов, известный журналист? Вот что Давыдов написал в своем ЖЖ по поводу данного обращения: «Все-таки, Рыклин удивительный. То есть, я, например, ничего порочного в такой модели финансирования не вижу (хоть и сомневаюсь в ее безусловной эффективности), но стиль, стиль... И помочь тем, кого любишь... Многоточие... Скупая слеза».
Антон Носик тоже обратил внимание на призыв Рыклина, обнаружив в нем ростки crowdfunding, распространенного «во всем цивилизованном мире». «Сбор денег на издание Ежа — классический пример действия, опередившего мысль. Это, пожалуй, главная беда стихийных благотворительных акций в России: они в заметном большинстве случаев совершаются абсолютно необдуманно. Организаторы решили, что надо кинуть клич, благо печатный станок у них под рукой — и вот уже их призыв читают тысячи людей. Хотя сами они даже толком не разобрались, к чему и кого призывают. Программа "дай денег и ступай себе, мил человек, дальше" годится для старушки у церковной ограды, но осмысленный краудфандинг в Интернете образца 2011 года должен строиться на совершенно других основаниях», - написал Носик в своем ЖЖ.
Приведя пять принципов краудфандинга (у сбора денег должна быть заявленная цель; ход сбора должен быть прозрачен для публики; перед тем, как публиковать реквизиты, их нужно тестировать; помощь бывает не только денежной; matching – сверка счетов), ни одного из которых в полной мере не придерживается в своей инициативе Рыклин, Антон Носик резонно завершает: «мы тут говорим о коммерческом проекте, в учредителях которого — ООО, то есть бизнес, а не благотворительный фонд. Одно дело — в трудную минуту поддержать этот бизнес, чтобы он сумел выстоять. Другое дело — поддерживать рублём некую неэффективную и нежизнеспособную бизнес-модель, которая, собственно, и довела проект с аудиторией в 360.000 читателей до той степени отчаяния, когда главред вынужден выходить к публике с шапкой и цитировать стих Симонова про фашистские зверства».