VimpelCom назвала новые источники дохода
В поисках новых источников дохода VimpelCom будет развивать финансовые услуги, рассказал глава группы Жан-Ив Шарлье. Доля выручки от нового сегмента может достичь нескольких процентов, прогнозируют аналитики
Новая стратегия
Группа VimpelCom 6 августа обновила стратегию развития и отчиталась о финансовых результатах за второй квартал 2015 года. В ближайшие три года она планирует увеличить денежный поток на $750 млн, говорится в ее официальном сообщении. Для этого VimpelCom собирается сокращать расходы, выходить на новые небольшие рынки и развивать финансовые услуги, передает агентство Bloomberg заявление главного исполнительного директора группы Жан-Ива Шарлье.
По итогам второго квартала выручка всей группы сократилась на 26%, до $3,76 млрд, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Показатель EBITDA упал на 27%, до $1,5 млрд. Оба показателя снижаются второй год подряд.
VimpelCom объявила новую стратегию, она касается всех рынков присутствия компании, уточнил РБК представитель VimpelCom Артем Минаев. Финансовые сервисы VimpelCom уже есть в Пакистане и Италии, отметил он. Как уточняет аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин, речь идет в основном о мобильных платежах в этих странах: когда счет мобильного телефона используется для оплаты товаров и услуг.
У VimpelCom на глобальном уровне есть соглашение с MasterCard по выпуску платежных карт, добавил Минаев. К примеру, в России с мая 2014 года «ВымпелКом» раздал 400 тыс. таких карт, оборот по ним превысил 1 млрд руб. По словам Минаева, одним из драйверов увеличения денежного потока группы будет поиск новых источников дохода, и в этом смысле мобильные финансовые сервисы могут стать одним из ключевых направлений.
Россия в тренде
В России выручка «ВымпелКома», судя по финансовой отчетности, во втором квартале сократилась на 1%, до 68,035 млрд руб., EBITDA — на 3%, до 27,536 млрд руб.
Развитие мобильных финансовых сервисов является приоритетным направлением и для российского рынка, рассказал на встрече с журналистами вице-президент «ВымпелКома» по корпоративной стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский. «ВымпелКом» работает в различных направлениях этого сегмента, включая мобильные платежи, переводы, развитие платежной карты «Билайн», отметил он. Компания также разрабатывает новые услуги, о которых объявит в «ближайшие несколько кварталов», добавил Поповский. По его словам, в салонах «ВымпелКома» можно делать денежные переводы.
Компания также планирует использовать одно из своих преимуществ — большое количество мигрантов в абонентской базе: она рассчитывает, что приезжающие на трудовые заработки люди будут пользоваться новыми финансовыми сервисами оператора. По оценкам «ВымпелКома», по итогам второго квартала среди мигрантов, находящихся в России и пользующихся мобильной связью, 43% являются абонентами «Билайна», 35% — «МегаФона», 14% — МТС, 8% — Tele2.
По словам Поповского, рынок денежных переводов в СНГ сократился из-за кризиса. Его слова подтверждает совместное исследование платежной системы Contact и исследовательской компании «ТМТ Консалтинг»: по их данным, рынок денежных переводов в России действительно уменьшится в 2015 году по сравнению с 2014-м на 28%, до $31,9 млрд. Объем денежных переводов в страны Центральной Азии из России в 2014 году сократился на 15%, отмечается в материалах Центробанка.
«ВымпелКом» планирует продвигать уже имеющиеся страховые продукты, которые также относятся к мобильным финансовым сервисам, так как связаны с мобильным номером абонента, сообщили в компании. Оператор будет расширять перечень партнеров по услугам страхования имущества, здоровья, гаджетов и оформления страховых полисов для выезда за границу в офисах в Москве. Сейчас партнер «ВымпелКома» в этом продукте — «ВТБ Страхование».
«Мобильные финансовые сервисы мы в перспективе рассматриваем как один из возможных драйверов роста бизнеса компании в условиях замедления темпов роста традиционных телеком-продуктов», — подчеркнул представитель оператора.
Конкуренты развиваются
Финансовые сервисы развивают и конкуренты «ВымпелКома». В «МегаФоне» среднемесячное количество пользователей мобильных платежных решений в 2014 году выросло на 63%, до 3 млн человек, рассказала представитель оператора Татьяна Зверева. Выручка «МегаФона» от мобильных финансовых сервисов в 2014 году достигла 1 млрд руб., добавила она.
В феврале 2015-го «МегаФон» совместно с платежной системой Qiwi создал мобильный кошелек для абонентов, который позволяет им оплачивать со своего счета услуги и товары от более чем 75 тыс. поставщиков (например, покупки в интернет-магазине eBay). Представители оператора и Qiwi не раскрывают итоги партнерства.
Аналогичный проект у Qiwi есть с «ВымпелКомом», его показатели также не раскрываются.
МТС предлагает своим клиентам кредитные и дебетовые карты, предоставляет возможность оплачивать с лицевого счета МТС товары и услуги и пользоваться сервисом бесконтактных платежей, рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. Пользователи финансовых сервисов МТС более лояльны — их отток по итогам 2014 года составил 8% по сравнению с 11% по совокупной абонентской базе, добавил Солодовников.
Кроме того, МТС развивает финансовые и банковские услуги, в том числе на базе МТС Банка (в его уставном капитале группе МТС принадлежит 27%). Интеграция с банком помогает МТС диверсифицировать бизнес и повысить лояльность абонентов, объясняет Солодовников. В общей сложности на сегодняшний момент около 9 млн абонентов МТС, или 12% от всей абонентской базы, пользуются финансовыми и банковскими сервисами оператора. В ближайшие два-три года оператор доведет количество пользователей финансовых сервисов до 20 млн.
Выручка VimpelCom в сегменте мобильных финансовых сервисов в 2014 году составила около $100 млн и растет двузначными темпами, говорится в презентации группы, вся ее выручка составила $19,627 млрд. Доля выручки от финансовых сервисов оператора пока составляет 0,5% и даже если она будет расти на 100% в год, это будет незначительная сумма, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Иван Ким. По его словам, мобильные финансовые сервисы являются для операторов «перспективным, но в настоящий момент небольшим сегментом».
«Вопрос заключается в том, насколько мобильные финансовые
услуги будут востребованы в странах, где сильно развиты банковские сервисы. В
России у многих банков есть мобильные приложения, поэтому здесь потенциал таких
сервисов ниже», — сомневается Либин. По его прогнозу, в ближайшие три года
выручка VimpelCom от мобильных финансовых сервисов может достигнуть нескольких
процентов, но не более 10%.
Источник: РБК