У Х5 начались проблемы с франчайзи из-за переименования «Копеек» в «Пятерочки»
Теперь «Пятерочку» в городе развивают, по сути, две компании — и сама Х5, и ее франчайзи. Местный партнер жалуется, что магазины под одной вывеской конкурируют между собой, и требует объяснений от Х5
Как стало известно РБК daily, у Х5 Retail Group начались
проблемы с франчайзинговыми партнерами из-за переименования магазинов «Копейка»
в «Пятерочку». Первый конфликт разгорелся в Ульяновске. Теперь «Пятерочку» в
городе развивают, по сути, две компании — и сама Х5, и ее франчайзи. Местный
партнер жалуется, что магазины под одной вывеской конкурируют между собой, и
требует объяснений от Х5. Аналогичные ситуации возможны и в других городах,
прогнозируют участники розничного рынка.
Договор концессии между компаниями «Агроторг» (входит в Х5) и «Дворцовый
ряд-МС» из Ульяновска был заключен в 2003 году. С тех пор франчайзи открыл
более 50 магазинов в городе и области под брендом «Пятерочка». Партнерские
отношения между ритейлерами закреплены документально до июня 2013 года.
С 2006 года франчайзи стал получать от Х5 предложения о
покупке. Но генеральный директор компании «Дворцовый ряд-МС» Олег Лебеденко
решил не продавать бизнес. Более того, у него появились мысли о независимом
развитии магазинов под другой вывеской после окончания договора концессии,
рассказал РБК daily сам бизнесмен.
Однако дождаться этого момента в спокойной обстановке не удалось, сетует г-н
Лебеденко. По его словам, Х5, которая в конце прошлого года купила торговый дом
«Копейка», в этом году начала переводить приобретенные магазины под свои
собственные бренды, в том числе в Ульяновске. «Х5 уже открыла в нашем регионе
«Пятерочки» на месте магазинов «Копейка», — утверждает г-н Лебеденко.
В результате Х5 и ее франчайзинговый партнер начали конкурировать между собой, говорит собеседник РБК daily. Хотя, по его словам, договор концессии этого не предполагает. В частности, в документе сказано, что «Агроторг» обязуется не создавать и не вести розничный бизнес, аналогичный бизнесу партнера, на территории Ульяновской области, подчеркнул г-н Лебеденко. Он добавил, что Х5 не может также заниматься в регионе продажей продуктов как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими организациями.
В связи с этим компания «Дворцовый ряд-МС» подготовила запрос в Х5 с просьбой объяснить сложившуюся ситуацию. В ближайшее время ульяновский партнер направит его федеральному ритейлеру.
Начальник отдела региональных проектов по связям с
общественностью Х5 Retail Group Владимир Русанов, в свою очередь, заявил РБК
daily, что у компании в регионе есть шесть магазинов «Копейка», которые не
будут пока менять вывески. При этом он уточнил, что недавно в помещениях этих
магазинов проводился ремонт, было заменено оборудование и переоформлен торговый
зал. «Мы выполняем наши договорные обязательства с франчайзинговым партнером»,
— утверждает г-н Русанов.
Директор Союза независимых сетей, куда входит «Дворцовый ряд-МС», Александр
Мальчевский считает, что подобные конфликты могут повториться и в других
регионах присутствия франчайзи Х5 и магазинов «Копейка». «Случай с Ульяновском
не единичен, — отмечает он. — Союз пристально следит за развитием аналогичных
ситуаций на рынках Новосибирска, Воронежа, Татарстана». В этих регионах Х5
параллельно со своими партнерами уже открыла магазины «Пятерочка+» или
«Корзинка».
«Ряд наиболее крупных и успешных франчайзи Х5 по всей стране не намерены
продолжать отношения с компанией после окончания договоров концессии», — знает
г-н Мальчевский. По его данным, компании хотят заняться развитием бизнеса
самостоятельно. А это может спровоцировать лидера отрасли по выручке на
активные действия. «Франчайзи, насколько я знаю, рассматривают открытие Х5
конкурирующих магазинов на их территориях как своеобразную страховку компании
на случай непродажи бизнеса или непродления договоров концессии», — отмечают в
Союзе независимых сетей.
На сегодняшний день Х5, по данным самой компании, перевела
под бренд «Пятерочка» всего несколько магазинов «Копейка» в Ивановской области.
В очереди на ребрендинг потенциально стоит большинство приобретенных магазинов,
всего компания купила 660 «Копеек». На конец прошлого года количество
франчайзинговых объектов Х5 составило 665 по всей стране.
Источник: РБК Daily