«Яндекс» увидел в маркетплейсах серьезного конкурента в борьбе за рекламу
Наличие большой аудитории и доступ к анализу ее потребительских привычек дает онлайн-платформам конкурентное преимущество
«Яндекс» считает маркетплейсы, соцсети и видеоплатформы «серьезными конкурентами в борьбе за рекламные бюджеты». Об этом говорится в годовом отчете материнской компании Yandex N.V.
«Эти сайты получают растущую часть своих доходов от онлайн-рекламы и экспериментируют с инновационными способами монетизации пользовательского трафика. В результате их очень большой аудитории и значительного объема конфиденциальной информации они могут получить доступ к анализу потребностей, интересов и привычек своих пользователей. Следовательно, мы полагаем, что они могут предлагать узкотаргетированную рекламу, что может привести к усилению конкуренции для нас», — отмечается в документе.
К таким конкурентам компания отнесла VK, OK, Ozon, Wildberries, Twitter, TikTok, YouTube, а также признанные экстремистскими в России Instagram и Facebook.
Рекламную модель монетизации в этом году начал активнее развивать Ozon. Недавно платформа разрешила продвигаться на площадке внешним рекламодателям, обновила инструмент продвижения товаров в поиске, а также запустила видеобаннеры на главной странице.
Среди других угроз своему рекламному бизнесу «Яндекс» указал ожидаемое сокращение маркетинговых бюджетов отечественных компаний и потерю продажи размещений международным компаниям, остановившим работу в России. При этом в компании полагают, что могут получить некоторую выгоду от ухода с рынка крупных конкурентов «Яндекса». Выручка от рекламы может просесть и из-за уменьшения количества товаров на «Яндекс.Маркете» и сопутствующего продвижения.
Рекламные доходы «Яндекса» по итогам прошлого года выросли на 27%, до 166,6 млрд руб. Выручка компании увеличилась больше чем в полтора раза — до 356,2 млрд руб. Недавно компания изменила условия начисления агентских комиссий, пересмотрев размер скидок и правила их расчета.
В отчете также указано, что «геополитическая напряженность» и санкции вынудили компанию сократить и приостановить многие из запланированных инвестиций в России и за рубежом. Пресс-служба «Яндекса» уточнила Forbes, что это объявление обусловлено требованием к годовому отчету: «Публичные компании должны предупреждать своих акционеров обо всех возможных рисках, даже гипотетических». Компания намерена продолжить инвестировать в ключевые направления бизнеса в России, в том числе в поисковые технологии, транспортные и стриминговые сервисы, электронную коммерцию и другие. Приостановлены будут инвестиции в новые и экспериментальные сервисы, позже они могут быть возобновлены, отметили в компании.