Рейтинг российских медиаагентств по объему закупок рекламы в 2013 году
Крупнейшим в стране рекламным агентством вновь стал российский офис международной сети Starcom с оборотом 21,6 млрд руб. Помог новый крупный клиент — швейцарский фармпроизводитель Novartis с бюджетом 3,8 млрд рублей
РБК публикует очередной рейтинг российских рекламных агентств, подготовленный отраслевым изданием AdIndex. Подобные рэнкинги AdIndex считает уже шесть лет, и на сегодняшний день это самая полная информация о профессиональных посредниках в закупках рекламы. По итогам 2013 года собрана информация о 63 агентствах, суммарный оборот которых превысил 243,1 млрд руб. с НДС. Общие затраты рекламодателей в анализируемых медиа — ТВ, радио, наружная реклама, пресса и баннерная реклама в Интернете — в прошлом году достигли, по подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), почти 319,2 млрд руб. с НДС, весь рынок оценивается в 386,8 млрд руб. с НДС. То есть через фигурирующие в рейтинге агентства прошло около 63% всех рекламных бюджетов.
Рынок профессиональных посредников неравномерен: на шесть рекламно-коммуникационных групп, объединяющих только 25 агентств, приходится 200 млрд руб., или 82% всех агентских оборотов. Эти шесть групп — подразделения международных холдингов либо их локальные партнеры. Например, группа «Vivaki Россия», безоговорочный лидер с суммарным оборотом более 55 млрд руб., включает в себя три агентства: Starcom, ZenithOptimedia и MediaVest, которые на 100% принадлежат французскому холдингу Publicis, а еще два — «Аллен Медиа» и Starlink — являются их местными партнерами. А к примеру, агентства группы АДВ (общий оборот — почти 36,7 млрд руб.) выступают лицензиатами сразу двух западных холдингов — французского Havas (Havas Media и Arena) и американского Interpublic (Initiative и UM).
Доминирование зарубежных рекламно-коммуникационных групп легко объяснить: крупнейшими рекламодателями в России являются преимущественно транснациональные корпорации, которые предпочитают работать с одними и теми же подрядчиками по всему миру. Независимые от западных холдингов отечественные агентства работают за редким исключением только с локальными клиентами, что наглядно иллюстрирует и этот рейтинг.
В самых первых рейтингах лидерами неизменно были агентства, обслуживающие самого крупного рекламодателя. Так, по итогам 2008 года первое место занимало Starcom, ключевой клиент которого — Procter & Gamble (P&G). В 2009—2010 годах на первой строчке оказалось также входящее в группу «Vivaki Россия» ZenithOptimedia: просто самым крупным рекламодателем в стране стал уже не P&G, а альянс двух европейских производителей товаров повседневного спроса — французской L’Oreal и швейцарской Nestle. Но затем эта традиция была нарушена: на первом месте оказывалось агентство, которое, уже имея несколько крупных рекламодателей, смогло привлечь еще одного. Так, в 2011 году агентство Havas Media, уже работавшее с Reckitt Benckiser и LVMH, стало обслуживать и Danone (причем французский производитель тогда объединил свой бизнес в СНГ с «Юнимилком» и консолидировал закупки рекламы). Новый клиент с бюджетом более 3,3 млрд руб. вывел Havas Media в лидеры рынка. А в 2012 году лидером оказалось агентство OMD Optimum Media: оно с того года стало закупать рекламу для всех брендов американской PepsiCo, которая к тому времени поглотила «Вимм-Билль-Данн». Объединенная компания в 2012 году стала четвертым по величине рекламодателем с бюджетом 5,8 млрд руб.
По итогам прошлого года на первое место вновь вернулось агентство Starcom. При этом P&G, в последние годы закупающий рекламу вместе с Teva Pharmaceuticals, по-прежнему уступает по своему бюджету L’Oreal-Nestle: 9,2 млрд руб. против 9,6 млрд. Лидерство обеспечил прежде всего новый клиент — швейцарская Novartis. В 2013 году эта фармкомпания впервые вошла в топ-10 крупнейших рекламодателей России с бюджетом 3,8 млрд руб. Еще одним важным приобретением агентства стал контракт на закупки рекламы в федеральном телеэфире для «МегаФона». Этот бюджет, по оценке AdIndex, достигает 1,6 млрд руб.
Крупный фармпроизводитель помог совершить рывок вперед еще одному агентству — Carat. В предыдущем рейтинге оно занимало только десятое место, в этом — уже третье. Его новым самым крупным клиентом стал российский «Фармстандарт» с рекламным бюджетом почти 2,9 млрд руб.
ТОП-20 крупнейших медабайеров в 2013 году
Место 2013 | Место 2012 | Агентство | Все медиа | ТВ нац | ТВ рег | ТВ Non-Air | ТВ спонс | ТВ total | Пресса | Радио | ООН | Интернет | Заявленный биллинг | % к 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | Starcom | 21 638 | 19 131 | 402 | 270 | 330 | 20 133 | 534 | 125 | 521 | 325 | 40 | |
2 | 1 | OMD Optimum Media | 18 631 | 13 605 | 1 218 | 98 | - | 14 921 | 814 | 464 | 1 210 | 1 221 | 4 | |
3 | 10 | Carat | 14 541 | 10 130 | 1 515 | 176 | 306 | 12 127 | 785 | 848 | 377 | 404 | 86 | |
4 | 6 | Initiative | 14 370 | 11 076 | 1 105 | 253 | 164 | 12 598 | 404 | 152 | 568 | 648 | 18 | |
5 | 3 | Havas Media | 14 196 | 11 363 | 635 | 293 | 96 | 12 389 | 1 143 | 204 | 129 | 332 | -5 | |
6 | 5 | ZenithOptimedia | 14 009 | 9 812 | 1 744 | 234 | 197 | 11 987 | 1 223 | 110 | 615 | 73 | 15 | |
7 | 4 | Vizeum | 13 062 | 8 764 | 608 | 139 | 290 | 9 800 | 952 | 393 | 1 029 | 887 | 1 | |
8 | 8 | Media Instinct | 11 232 | 2 975 | 3 949 | 62 | 354 | 7 340 | 812 | 978 | 1 877 | 225 | 29 | |
9 | 9 | MediaVest | 9 040 | 7 047 | 300 | 156 | 12 | 7 516 | 298 | 24 | 913 | 288 | 6 | |
10 | 7 | MEC | 7 848 | 4 673 | 1 069 | 99 | 34 | 5 875 | 642 | 214 | 1 106 | 12 | -35 | |
11 | 12 | MediaCom Group | 7 370 | 2 696 | 746 | 119 | 321 | 3 883 | 1 482 | 354 | 873 | 778 | 19 | |
12 | 20 | PHD | 6 966 | 4 054 | 1 493 | 84 | 92 | 5 723 | 353 | 145 | 561 | 185 | 98 | |
13 | 13 | Аллен Медиа | 6 922 | 1 470 | 1 705 | - | - | 3 175 | 836 | 1 155 | 1 757 | - | 30 | |
14 | 18 | OMD Media Direction | 6 449 | 2 648 | 878 | 164 | 167 | 3 856 | 275 | 765 | 1 334 | 219 | 67 | |
15 | 14 | Dentsu-Smart | 6 218 | 2 829 | 273 | 9 | 1 080 | 4 192 | 479 | 466 | 433 | 648 | 22 | |
16 | 11 | Mindshare | 5 800 | 3 219 | 66 | 101 | 124 | 3 510 | 371 | 448 | 655 | 817 | -22 | |
17 | 16 | UM | 4 915 | 2 185 | 1 250 | 43 | 94 | 3 572 | 362 | 361 | 538 | 81 | 14 | |
18 | 17 | Ad O'clock | 4 861 | 2 891 | 902 | 54 | 168 | 4 015 | 149 | 158 | 432 | 107 | 21 | |
19 | 19 | OMD AMS | 4 106 | 1 689 | 436 | - | 38 | 2 164 | 147 | 215 | 573 | 1 007 | 7 | |
20 | - | FCB Media | 3695 | 605 | 822 | 2 | 105 | 1 533 | 1091 | 362 | 595 | 114 | 188 |
Как считался рейтинг
Рейтинг рекламных агентств является производной от другого рейтинга, который ежегодно готовит отраслевое издание AdIndex, — крупнейших рекламодателей России. По специальной методике, в разработке которой участвовали сами рекламно-коммуникационные группы, AdIndex подсчитывает на основе данных мониторинга исследовательских компаний TNS Russia и «ЭСПАР-Аналитик» расходы рекламодателей на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и Интернете.
Каждый год методика совершенствуется: например, в этом году при подсчете бюджетов на телерекламу эксперты из рекламных агентств давали свои оценки стоимости размещения для различных групп рекламодателей на каждом из федеральных каналов как в прайм-тайм, так и в офф-прайм. Подробно вся методика изложена на сайте AdIndex.ru.
AdIndex выверяет клиентские листы агентств: по разным медиа одного и того же рекламодателя могут обслуживать разные агентства, кроме того, в течение года рекламодатель может поменять подрядчика. Рекламные группы и агентства традиционно предоставляют подробную информацию по своим клиентам. Исключение составляют лишь холдинги «Vivaki Россия» и Group M: сведения по клиентам их агентств собраны из открытых источников, часть информации предоставили сейлз-хаусы, также были сопоставлены клиентские листы предыдущих лет.
Важно отметить, что учитываются закупки рекламы только при размещении бюджетов в России: некоторые отечественные рекламодатели поручают своим агентствам закупки и за рубежом, эти суммы в расчет не принимаются.
AdIndex впервые приводит в рейтинге агентств бюджеты рекламодателей на медийную интернет-рекламу (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы). Ранее эти оценки не всеми участниками рынка признавались корректными из-за технической сложности мониторинга выхода интернет-рекламы. Нововведение повлияло на динамику бюджетов по всем медиа.
Источник: РБК Daily