AdIndex Print Edition

В летнем номере интервью с Ириной Никулиной, «Буарон»

Ирина Никулина
Ирина Никулина,
генеральный директор «Буарон»
В России до сих пор живут, чтобы работать. В наших силах это исправить

Согласно статистике, более половины женщин, возгла- вивших бизнес, никогда не ставили перед собой такую цель. Ирина Никулина тоже относит себя к их числу, но отмечает, что в один момент приходит осознание того, какую колоссальную свободу дает руководящий пост. Начинаешь это ценить и чувствовать свои возмож- ности влиять на бизнес и менять мир.

Зачастую информация, услышанная в коридоре, дает гораздо больше инсайтов, чем заранее подготовленные совещания.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Нынешний генеральный директор российского представительства «Буарон», одного из крупнейших в мире производителей гомеопатических препаратов, признается, что попала в бизнес случайно. В 90-е годы Ирина Никулина с отличием окончила медицинский институт по специальности терапевт и мечтала стать эндокринологом. Получение специализации было платным, и для инвестиций в образование требовалось устроиться на работу.

В 1995 году Ирина начала свою карьеру в российском филиале фармацевтической компании «Сервье» с позиции медицинского представителя. В то время профессия только появлялась в нашей стране, поэтому за пределами профильного бизнеса об этих специалистах, занимавшихся «полевым» маркетингом, почти никто ничего не знал. «В семье была трагедия! Дочь проучилась семь лет, получила диплом врача, а работать стала "непонятно кем". Давление родных и близких было колоссальное, но я рада, что сделала правильный выбор».

С приходом международных компаний российская фарминдустрия начала быстро развиваться, а рынок, растущий фактически с нуля, показывал ежегодный прирост. К 2006 году Ирина возглавила отдел продаж в России. После этого ей предложили переехать во Францию, где следующие восемь лет она была директором, ответственным за развитие бренда в странах СНГ и Балканском регионе.

В 2014 году она вернулась в Россию по приглашению другой французской фармацевтической компании — «Буарон».

ГДЕ НЕТ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ

Ей понравилась идея возглавить «Буарон» в России по нескольким причинам. Во-первых, масштаб бизнеса. Во-вторых — философия компании, возможность менять отношение людей к своему здоровью. По словам Ирины, это заложено в каждой женщине и в каждом враче.

Г-жа Никулина отмечает, что бизнес, связанный со здоровьем, — всегда больше, чем бизнес: его оценивают через призму этики, у него много юридических ограничений. В плане маркетинга и коммуникации запретов больше, чем возможностей

По данным ВЦИОМ за 2017 год, при заболевании в 63% случаев россияне занимаются самолечением. Однако, несмотря на это, 30% принимают лекарства, которые советуют врачи. И это еще одна особенность отрасли. Для ведения бизнеса требуется много взаимодействовать со специалистами (врачами и фармацевтами), понимать их актуальные потребности и демонстрировать равный уровень компетенций, обладать схожими ценностями.

Фарминдустрия — «закрытое» сообщество, предъявляющее высокие требования к профессионализму, трудолюбию и личным качествам. «Здесь нет случайных людей. Большинство приходит в фармацевтику осознанно. Остальные же быстро уходят в другие сферы бизнеса».

Особенно это стало заметно в последние годы, когда аптечные сети начали приглашать на руководящие должности специалистов из FMCG. «Люди из продуктового ритейла искренне не понимают, как здесь зарабатывать. Чтобы добиться схожей с их рынком маржинальности и оборачиваемости, нужно приложить в разы больше усилий».

PROFITE DE LA VIE

Выстроить правильные отношения с коллективом, пожалуй, важнейшая задача любого начальника. Руководители должны находиться в открытом диалоге со своими подчиненными, считает г-жа Никулина. «Мне нравится держать дверь открытой и общаться с сотрудниками, что называется, без протокола. Зачастую информация, услышанная в коридоре, дает гораздо больше инсайтов, чем заранее подготовленные совещания».

На вопрос об ошибках, которые произошли во время работы, Ирина отвечает, что у большинства руководителей основные ошибки связаны с персоналом. Ей и самой приходилось промахиваться с выбором людей.

«Человек может оказаться не на своем месте или не разделять ценности компании, и тогда ничего работать не будет. Натренировать hard skills намного проще, чем soft skills. Если личностные установки мешают специалисту выполнять свою работу, то это мучение, как для него, так и для компании. Тут нужно либо находить сотруднику нужное место, либо расставаться друзьями». Поиск компромиссов — важная часть работы руководителя.

По ее мнению, взаимоотношения в любой компании должны строиться на доверии и уважении друг к другу, вне зависимости от занимаемой должности. Очень важно давать людям возможность оставаться самими собой. Разумеется, рабочая этика и корпоративные стандарты помогают всем говорить на общем языке, но ключ к успеху — многообразие взглядов и экспертизы. Руководитель должен это разнообразие чувствовать и принимать.

Сегодня в фарминдустрию приходит работать много сотрудников поколения «миллениалов» и моложе. Для них очень важен баланс между работой и персональным пространством, уважение к личным границам. К слову, и забота о здоровье для них уже более естественна. Постепенно уходит поколение людей, которые готовы, как стахановцы, работать и в субботу, и в воскресенье, жертвуя здоровьем ради профессиональных побед. У молодежи есть чему поучиться — опытные работники понимают, что можно трудиться с надрывом пять-десять лет, но в какой-то момент энергия неизбежно закончится. Поэтому Ирина Никулина старается построить рабочие процессы таким образом, чтобы у сотрудников «Буарон» оставалось время на жизнь. «Во Франции есть такое понятие "profite de la vie". Они работают, чтобы жить. А в России до сих пор живут, чтобы работать. В наших силах это исправить».

Выходные Ирина Никулина старается посвящать семье и своей 11-летней дочери. Уже нет сложности в том, чтобы, придя домой, сразу переключиться с работы на отдых. Конечно, полностью отключиться от управления компанией не получается. При необходимости сотрудники могут позвонить ей и в субботу, и в воскресенье. Однако сама она старается за дела не садиться и не принуждать к этому других.

НЕСЛАБЫЙ ПОЛ

Исследование Women in business 2019 от консалтинговой компании Grant Thornton International показало, что число женщин на высших руководящих постах растет во всем мире, и в 2019 году оно достигло рекордной отметки. Однако их все равно не так много, как могло быть, — только 29%.

Недоверие к женщинам в управлении компанией Ирина Никулина ощутила на себе, когда в 2004 году переехала работать во Францию. «Несмотря на некоторое благоговение перед Европой, европейский бизнес создан для мужчин, и я это ощутила сполна. Помимо культурных отличий, приходилось постоянно бороться и с гендерными стереотипами. Хорошо, что сейчас общество меняется». В 2017 году во Франции вышел закон, согласно которому в совете директоров компании должно быть не менее 40% женщин. Этот же закон обязывает компании выплачивать равные зарплаты мужчинам и женщинам на одинаковых позициях.

В нашей отрасли не нужно быть мужчиной 45 лет, чтобы успешно развиваться и работать.

В России образ женщины-руководителя привычен не всем. «Я вспоминаю свое назначение на высокую должность в России. Перед этим директор по персоналу провел опрос среди моей будущей команды, в котором они должны были описать портрет идеального руководителя. В результате большинство хотели видеть в роли начальника мужчину 45 лет. И этот пример очень характеризует ситуацию в нашей стране в то время», — подчеркивает Ирина.

Как говорит министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, сегодня в медицинской среде более 71% квалифицированных врачей — женщины. Они же занимают многие руководящие посты, в том числе и в Министерстве Здравоохранения. «Гендерных барьеров как таковых сегодня в нашей отрасли нет. Здесь не нужно быть тем самым мужчиной 45 лет, чтобы успешно развиваться и работать».

Ирина Никулина не ожидает, что стереотипы в обществе полностью исчезнут. Но все же сама предпочитает не мыслить стереотипно: в контексте управления компанией профессиональная деформация стирает любые различия между полами. Бизнес требует от директоров принятия самых разных решений, иногда мягких и демократичных, иногда жестких и авторитарных.

И самой Ирине приходилось принимать «жесткие» решения. Когда в конце 2014 года Ирина приехала в Россию возглавить «Буарон», случился кризис, и бизнес оказался в зоне риска. На протяжении многих лет до этого компания в нашей стране делала ставку только на один бренд — «Оциллококцинум». На препарат приходилось 90% оборота, в кризис он терял свою долю рынка. В среднесрочной перспективе такая бизнес-модель была нежизнеспособной. Поэтому пришлось принять волевое решение диверсифицировать портфель, с чем были согласны далеко не все. «Это был тяжелый период и для меня, и для команды, которая привыкла работать по-другому. Но решение было необходимо для будущего бизнеса».

По прошествии пяти лет можно сказать, что ставка на диверсификацию оказалась удачной. Сегодня у компании есть как минимум четыре сильных бренда, в сумме обеспечивающих 80% оборота. По сравнению с тем, что было раньше, бизнес чувствует себя намного увереннее и может себе позволить увеличивать портфель и дальше, инвестировать в образовательные инициативы.

ЗДОРОВЬЕ И БИЗНЕС

Главным качеством успешного руководителя Ирина называет веру в себя и собственное дело. В долгосрочной перспективе без этого ничего не получится. Кроме того, необходимо иметь смелость, чтобы брать на себя решения и идти на риск, особенно в России, ведь рынок постоянно меняется.

Меняется и профессия руководителя. Привычная «вертикаль власти» исчезает. «Руководителям пора привыкнуть к тому, что они не могут контролировать все и сразу. Нужно как можно больше диверсифицировать экспертизу внутри компании». Теперь невозможно выстроить единую структуру бизнеса и жить с ней десятки лет, слишком много факторов оказывают влияние на компанию: конкуренция, меняющаяся экономическая ситуация, сама конъюнктура рынка, ускоряющиеся социальные процессы и внедрение новых технологий.

Перемены не только побуждают нас меняться, но еще и поддерживают в тонусе. «Я думала, что возвращаюсь в Россию года на три. Но прошло уже пять лет, а я все еще здесь и не планирую уезжать. По сравнению с Европой, в нашей стране очень динамичный бизнес: некогда скучать, нет ощущения замедления, есть возможность достаточно быстро увидеть результат».

Еще одна причина, почему Ирина Никулина не спешит уезжать из России, — это возможность реализовать свое медицинское призвание через социальные проекты. «Россияне намного меньше заботятся о себе, чем европейцы. Научить людей не оставаться равнодушными по отношению к собственному здоровью — это общая ответственность здравоохранения. И я готова к ней присоединиться».

Человечество на пороге предела потребления лекарств: к 2020 году, по прогнозам IMS, число людей, принимающих то или иное лекарство каждый день, составит более 50% от населения планеты. При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье зависит на 50% от питания и образа жизни, на 20% от наследственности, на 20% от состояния экологии и лишь на 10% от медицины. Болезни лучше предотвращать, чем лечить. Генеральный директор «Буарон» замечает, что в России пока далеко не все это понимают, но ситуация может измениться, в том числе благодаря влиянию бизнеса.

«Когда я получала диплом врача, большую часть времени мы изучали диагностику заболеваний, методы лечения. В программе почти не было ни диетотерапии, ни изучения влияния физической нагрузки на здоровье, ни гомеопатии. В этом направлении можно сделать очень много. Я надеюсь, что в ближайшие годы вся медицина продвинется в сторону персонализированного и интегративного подхода, а каждый отдельный человек будет более осознанно относиться к здоровью и грамотно о нем заботиться».

Также в этом номере:

–ейтинг@Mail.ru