В летнем номере интервью с Ириной Никулиной, «Буарон»
В России до сих пор живут, чтобы работать. В наших силах это исправить
Согласно статистике, более половины женщин, возгла- вивших бизнес, никогда не ставили перед собой такую цель. Ирина Никулина тоже относит себя к их числу, но отмечает, что в один момент приходит осознание того, какую колоссальную свободу дает руководящий пост. Начинаешь это ценить и чувствовать свои возмож- ности влиять на бизнес и менять мир.
Зачастую информация, услышанная в коридоре, дает гораздо больше инсайтов, чем заранее подготовленные совещания.
Нынешний генеральный директор российского представительства «Буарон», одного из крупнейших в мире производителей гомеопатических препаратов, признается, что попала в бизнес случайно. В 90-е годы Ирина Никулина с отличием окончила медицинский институт по специальности терапевт и мечтала стать эндокринологом. Получение специализации было платным, и для инвестиций в образование требовалось устроиться на работу.
В 1995 году Ирина начала свою карьеру в российском филиале фармацевтической компании «Сервье» с позиции медицинского представителя. В то время профессия только появлялась в нашей стране, поэтому за пределами профильного бизнеса об этих специалистах, занимавшихся «полевым» маркетингом, почти никто ничего не знал. «В семье была трагедия! Дочь проучилась семь лет, получила диплом врача, а работать стала "непонятно кем". Давление родных и близких было колоссальное, но я рада, что сделала правильный выбор».
С приходом международных компаний российская фарминдустрия начала быстро развиваться, а рынок, растущий фактически с нуля, показывал ежегодный прирост. К 2006 году Ирина возглавила отдел продаж в России. После этого ей предложили переехать во Францию, где следующие восемь лет она была директором, ответственным за развитие бренда в странах СНГ и Балканском регионе.
В 2014 году она вернулась в Россию по приглашению другой французской фармацевтической компании — «Буарон».
Ей понравилась идея возглавить «Буарон» в России по нескольким причинам. Во-первых, масштаб бизнеса. Во-вторых — философия компании, возможность менять отношение людей к своему здоровью. По словам Ирины, это заложено в каждой женщине и в каждом враче.
Г-жа Никулина отмечает, что бизнес, связанный со здоровьем, — всегда больше, чем бизнес: его оценивают через призму этики, у него много юридических ограничений. В плане маркетинга и коммуникации запретов больше, чем возможностей
По данным ВЦИОМ за 2017 год, при заболевании в 63% случаев россияне занимаются самолечением. Однако, несмотря на это, 30% принимают лекарства, которые советуют врачи. И это еще одна особенность отрасли. Для ведения бизнеса требуется много взаимодействовать со специалистами (врачами и фармацевтами), понимать их актуальные потребности и демонстрировать равный уровень компетенций, обладать схожими ценностями.
Фарминдустрия — «закрытое» сообщество, предъявляющее высокие требования к профессионализму, трудолюбию и личным качествам. «Здесь нет случайных людей. Большинство приходит в фармацевтику осознанно. Остальные же быстро уходят в другие сферы бизнеса».
Особенно это стало заметно в последние годы, когда аптечные сети начали приглашать на руководящие должности специалистов из FMCG. «Люди из продуктового ритейла искренне не понимают, как здесь зарабатывать. Чтобы добиться схожей с их рынком маржинальности и оборачиваемости, нужно приложить в разы больше усилий».
Выстроить правильные отношения с коллективом, пожалуй, важнейшая задача любого начальника. Руководители должны находиться в открытом диалоге со своими подчиненными, считает г-жа Никулина. «Мне нравится держать дверь открытой и общаться с сотрудниками, что называется, без протокола. Зачастую информация, услышанная в коридоре, дает гораздо больше инсайтов, чем заранее подготовленные совещания».
На вопрос об ошибках, которые произошли во время работы, Ирина отвечает, что у большинства руководителей основные ошибки связаны с персоналом. Ей и самой приходилось промахиваться с выбором людей.
«Человек может оказаться не на своем месте или не разделять ценности компании, и тогда ничего работать не будет. Натренировать hard skills намного проще, чем soft skills. Если личностные установки мешают специалисту выполнять свою работу, то это мучение, как для него, так и для компании. Тут нужно либо находить сотруднику нужное место, либо расставаться друзьями». Поиск компромиссов — важная часть работы руководителя.
По ее мнению, взаимоотношения в любой компании должны строиться на доверии и уважении друг к другу, вне зависимости от занимаемой должности. Очень важно давать людям возможность оставаться самими собой. Разумеется, рабочая этика и корпоративные стандарты помогают всем говорить на общем языке, но ключ к успеху — многообразие взглядов и экспертизы. Руководитель должен это разнообразие чувствовать и принимать.
Сегодня в фарминдустрию приходит работать много сотрудников поколения «миллениалов» и моложе. Для них очень важен баланс между работой и персональным пространством, уважение к личным границам. К слову, и забота о здоровье для них уже более естественна. Постепенно уходит поколение людей, которые готовы, как стахановцы, работать и в субботу, и в воскресенье, жертвуя здоровьем ради профессиональных побед. У молодежи есть чему поучиться — опытные работники понимают, что можно трудиться с надрывом пять-десять лет, но в какой-то момент энергия неизбежно закончится. Поэтому Ирина Никулина старается построить рабочие процессы таким образом, чтобы у сотрудников «Буарон» оставалось время на жизнь. «Во Франции есть такое понятие "profite de la vie". Они работают, чтобы жить. А в России до сих пор живут, чтобы работать. В наших силах это исправить».
Выходные Ирина Никулина старается посвящать семье и своей 11-летней дочери. Уже нет сложности в том, чтобы, придя домой, сразу переключиться с работы на отдых. Конечно, полностью отключиться от управления компанией не получается. При необходимости сотрудники могут позвонить ей и в субботу, и в воскресенье. Однако сама она старается за дела не садиться и не принуждать к этому других.
Исследование Women in business 2019 от консалтинговой компании Grant Thornton International показало, что число женщин на высших руководящих постах растет во всем мире, и в 2019 году оно достигло рекордной отметки. Однако их все равно не так много, как могло быть, — только 29%.
Недоверие к женщинам в управлении компанией Ирина Никулина ощутила на себе, когда в 2004 году переехала работать во Францию. «Несмотря на некоторое благоговение перед Европой, европейский бизнес создан для мужчин, и я это ощутила сполна. Помимо культурных отличий, приходилось постоянно бороться и с гендерными стереотипами. Хорошо, что сейчас общество меняется». В 2017 году во Франции вышел закон, согласно которому в совете директоров компании должно быть не менее 40% женщин. Этот же закон обязывает компании выплачивать равные зарплаты мужчинам и женщинам на одинаковых позициях.
В нашей отрасли не нужно быть мужчиной 45 лет, чтобы успешно развиваться и работать.
В России образ женщины-руководителя привычен не всем. «Я вспоминаю свое назначение на высокую должность в России. Перед этим директор по персоналу провел опрос среди моей будущей команды, в котором они должны были описать портрет идеального руководителя. В результате большинство хотели видеть в роли начальника мужчину 45 лет. И этот пример очень характеризует ситуацию в нашей стране в то время», — подчеркивает Ирина.
Как говорит министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, сегодня в медицинской среде более 71% квалифицированных врачей — женщины. Они же занимают многие руководящие посты, в том числе и в Министерстве Здравоохранения. «Гендерных барьеров как таковых сегодня в нашей отрасли нет. Здесь не нужно быть тем самым мужчиной 45 лет, чтобы успешно развиваться и работать».
Ирина Никулина не ожидает, что стереотипы в обществе полностью исчезнут. Но все же сама предпочитает не мыслить стереотипно: в контексте управления компанией профессиональная деформация стирает любые различия между полами. Бизнес требует от директоров принятия самых разных решений, иногда мягких и демократичных, иногда жестких и авторитарных.
И самой Ирине приходилось принимать «жесткие» решения. Когда в конце 2014 года Ирина приехала в Россию возглавить «Буарон», случился кризис, и бизнес оказался в зоне риска. На протяжении многих лет до этого компания в нашей стране делала ставку только на один бренд — «Оциллококцинум». На препарат приходилось 90% оборота, в кризис он терял свою долю рынка. В среднесрочной перспективе такая бизнес-модель была нежизнеспособной. Поэтому пришлось принять волевое решение диверсифицировать портфель, с чем были согласны далеко не все. «Это был тяжелый период и для меня, и для команды, которая привыкла работать по-другому. Но решение было необходимо для будущего бизнеса».
По прошествии пяти лет можно сказать, что ставка на диверсификацию оказалась удачной. Сегодня у компании есть как минимум четыре сильных бренда, в сумме обеспечивающих 80% оборота. По сравнению с тем, что было раньше, бизнес чувствует себя намного увереннее и может себе позволить увеличивать портфель и дальше, инвестировать в образовательные инициативы.
Главным качеством успешного руководителя Ирина называет веру в себя и собственное дело. В долгосрочной перспективе без этого ничего не получится. Кроме того, необходимо иметь смелость, чтобы брать на себя решения и идти на риск, особенно в России, ведь рынок постоянно меняется.
Меняется и профессия руководителя. Привычная «вертикаль власти» исчезает. «Руководителям пора привыкнуть к тому, что они не могут контролировать все и сразу. Нужно как можно больше диверсифицировать экспертизу внутри компании». Теперь невозможно выстроить единую структуру бизнеса и жить с ней десятки лет, слишком много факторов оказывают влияние на компанию: конкуренция, меняющаяся экономическая ситуация, сама конъюнктура рынка, ускоряющиеся социальные процессы и внедрение новых технологий.
Перемены не только побуждают нас меняться, но еще и поддерживают в тонусе. «Я думала, что возвращаюсь в Россию года на три. Но прошло уже пять лет, а я все еще здесь и не планирую уезжать. По сравнению с Европой, в нашей стране очень динамичный бизнес: некогда скучать, нет ощущения замедления, есть возможность достаточно быстро увидеть результат».
Еще одна причина, почему Ирина Никулина не спешит уезжать из России, — это возможность реализовать свое медицинское призвание через социальные проекты. «Россияне намного меньше заботятся о себе, чем европейцы. Научить людей не оставаться равнодушными по отношению к собственному здоровью — это общая ответственность здравоохранения. И я готова к ней присоединиться».
Человечество на пороге предела потребления лекарств: к 2020 году, по прогнозам IMS, число людей, принимающих то или иное лекарство каждый день, составит более 50% от населения планеты. При этом, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье зависит на 50% от питания и образа жизни, на 20% от наследственности, на 20% от состояния экологии и лишь на 10% от медицины. Болезни лучше предотвращать, чем лечить. Генеральный директор «Буарон» замечает, что в России пока далеко не все это понимают, но ситуация может измениться, в том числе благодаря влиянию бизнеса.
«Когда я получала диплом врача, большую часть времени мы изучали диагностику заболеваний, методы лечения. В программе почти не было ни диетотерапии, ни изучения влияния физической нагрузки на здоровье, ни гомеопатии. В этом направлении можно сделать очень много. Я надеюсь, что в ближайшие годы вся медицина продвинется в сторону персонализированного и интегративного подхода, а каждый отдельный человек будет более осознанно относиться к здоровью и грамотно о нем заботиться».
30 000 руб.
70 000 руб.
250 000 руб.
На бесплатной основе журнал доставляется только в отделы маркетинга компаний, входящих в топ-1000 крупнейших рекламодателей.
Adindex Print Edition #38
Вышел летний AdIndex Print Edition, 2019
Герои нового номера рассуждают об отношениях между брендами и агентствами, делятся своими прогнозами о развитии рынка и определяют тренды, которые неизбежно повлияют на рекламную индустрию и всех нас.
Вышел новый, зимний номер журнала. О том, как спасти падающие рейтинги, почему агентства находятся не в лучшей форме и когда на рынке появится единая система измерений.
Вышел новый, осенний номер журнала AdIndex Print Edition. О телевидении, брендах, измерениях, видеопроизводстве и рекламных технологиях:
Специфика рынка радиорекламы, рейтинг крупнейших медиабайеров страны, особенности построения брендов в российском шоу-бизнесе – об этом и многом другом в новом, летнем номере AdIndex Print Edition
В весеннем номере российские и зарубежные эксперты рассказывают о самых эффективных инструментах и технологиях маркетинга
Зимний номер представляет интервью с новыми героями индустрии, а также
усовершенствованный рейтинг лидеров digital-коммуникаций
1. Интервью с Александром Цекало, основателем и генеральным продюсером компании
«Среда»
2. Крупный план с Ариной Механошиной, руководителем отдела управления проектами
Wrigley (Mars, Incorporated)
3. Digital Index 2017: усовершенствованный рейтинг агентств в 15 сегментах
маркетинга
4. Свое дело: Александр Бахманн, основатель платформы запуска партнерских
программ admitad
5. Фотоотчет с главного события осени: Adindex Awards 2017
Осенний номер представляет интервью с ключевыми фигурами индустрии, а также три новых рейтинга.
Интервью с Сергеем Васильевым, генеральным директором Национального рекламного альянса
Крупный план с Василием Большаковым, вице-президентом по маркетингу «Эльдорадо»
Technology Index 2017: рейтинг технологий цифрового продвижения
Рейтинг Event & MICE 2017: организаторы мероприятий
Свое дело: Екатерина Селявина, президент коммуникационной группы Movie
Лучшие агентства в сфере продвижения недвижимости: исследование AdIndex и REPA
В летнем выпуске о брендах, рекламных бюджетах и главных трендах в бизнесе рассказывают три представительницы прекрасного пола. В 29 номере:
1. Интервью с Юлией Коневой, директором по стратегическому маркетингу и интегрированным коммуникациям «Вымпелком»
2. Рейтинг крупнейших рекламодателей России 2016 года
3. Крупный план с Екатериной Аскеровой, руководителем подразделения по работе с рекламными агентствами в «Яндекс»
4. Рейтинг медийных агентств по объему закупок рекламы в 2016 году
5. Свое дело: Антонина Гамалея, генеральный директор рекламного агентства Strong
Новые возможности, прогнозы, исследования
В весеннем выпуске представлены интервью с ведущими рекламистами, а также ключевые тенденции в сфере digital, маркетинга, медиа и брендинга. В 28 номере:
1. Интервью с Михаилом Вощинским, CEO Dentsu Aegis Network Russia
2. Тренды Youtube: влогерский бум и коллаборация с ТВ
3. Исследование AdIndex: где учились digital-маркетологи
4. JWT: новые возможности
5. Millward Brown: Digital & Media прогнозы 2017
6. Свое дело: Микаэль Гусейнов, основатель платформы по размещению медийной рекламы Scanners
7. Progression Group: 10 главных трендов 2017 года
В зимнем выпуске представлены интервью с ведущими маркетологами и рекламистами, а также ключевые метрики рынка и подробный отчет о динамике настроений рекламодателей, определяющие расклад сил в digital-сервисе. В 27 номере:
1. Интервью с Виталиусом Паулюсом, вице-президентом по маркетингу Danone
2. Digital Index 2016 – рейтинг агентств рынка digital-коммуникаций по опросу рекламодателей
3. Основные претензии рекламодателей к подрядчикам в 12 digital-сегментах
4. Крупный план с Марией Смирновой, вице-президентом по коммерческой деятельности Gallery
5. Marketing Index 2016/2017 – отчет о динамике настроений рекламодателей в маркетинговой среде в 2016–2017 годах
Журнал AdIndex Print Edition теперь полностью представлен в новом дизайне. В осеннем выпуске вы найдете интервью с ведущими экспертами, а также главные метрики рынка, определяющие расклад сил в различных сервисах. В 26 номере:
1. Интервью с Дмитрием Коробковым, председателем совета директоров АДВ
2. Рейтинг маркетинговых агентств 2016 года
3. Крупный план с Иваном Шестовым, директором по маркетингу Burger King
4. Рейтинг event-агентств 2016 года
5. Technology Index 2016: технологии размещения рекламы, сбора и обработки данных
6. Первый рейтинг агентств в сфере продвижения недвижимости
Журнал AdIndex Print Edition с 2016 года выходит в новом формате. Теперь в
каждом выпуске публикуются интервью с экспертами, занимающими ведущие позиции
на рынке рекламы и маркетинга. В 25 номере:
1. Интервью С Ладой Кудровой, Procter & Gamble
2. Рейтинг крупнейших рекламодателей России 2015 года
3. Затраты компаний на рекламу и маркетинг в разных сегментах бизнеса
3. Рейтинг агентств по объему медиазакупок по итогам 2015 года
4. Рейтинг рекламно-коммуникационных групп
5. Рейтинги агентств по медиа: ТВ, пресса, радио, наружная реклама и интернет
6. Рейтинг независимых российских агентств
AdIndex Print Edition с 2016 года поменял свою концепцию и оформление.
Теперь в каждом выпуске публикуются интервью с экспертами, играющими
первостепенные роли на рынке рекламы и маркетинга. В 24 номере:
1. Интервью с Дмитрием Сергеевым, Mail.Ru Group
2. Колонка Снежаны Черногорцевой, «ВымпелКом»
3. 10 главных трендов мобильного маркетинга от ZenithOptimedia
4. Прогнозы Millward Brown в сфере медиа и digital
5. Исследование Adobe и Econsultancy, посвященное ключевым digital-трендам 2016
года
6. Актуальные тенденции и инструменты в спецпроекте AdIndex и Media Direction
Group
В выпуске представлены ключевые метрики digital-рынка:
1) Рейтинг знания в разных видах сервиса
2) Рейтинг сотрудничества по разным направлениям услуг
3) Рейтинг качества предоставляемого сервиса
4) Рейтинг сервисов, использующихся для автоматизации кампаний в
интернет-среде
В выпуске раскрываются показатели бизнеса крупнейших коммуникационных кампаний, а также опубликован обновленный рейтинг digital-байеров:
1) Рейтинг оборотов рекламных агентств, специализирующихся на интернет-рекламе и сопутствующих услугах
2) Топ-100 крупнейших рекламодателей 2014 года и их подрядчики в коммуникационном сервисе
3) Полные клиентские листы: справочник креативных, медийных и digital-агентств
4) Специальный проект AdIndex и Media Direction Group: Актуальные исследования рынка
В выпуске представлены главные метрики рынка, определяющие расклад сил в коммуникационном сервисе:
1) Крупнейшие рекламодатели 2014 года
2) Крупнейшие медиабаинговые агентства
3) Крупнейшие коммуникационные группы
А также впервые публикуется информация по всем фигурантам рейтинга медиабайеров в динамике 2007-2014 гг.
В выпуске представлены результаты масштабного исследования digital-рынка:
1) Рейтинг знания в разных видах сервиса
2) Рейтинг сотрудничества по разным направлениям сервиса
3) Рейтинг качества предоставляемого сервиса
4) Проблема постоплат: анализ ситуации и пути решения
В выпуске представлены главные метрики рынка, определяющие расклад сил в коммуникационном сервисе:
1) Крупнейшие медиабаинговые агентства
2) Крупнейшие коммуникационные группы
3) Рейтинг BTL-агентств по опросу заказчиков услуг
В выпуске представлен очередной рейтинг крупнейших российских рекламодателей в 2013 году.
1) Крупнейшие российские рекламодатели
2) Крупнейшие категории товаров и услуг
3) Семь тезисов о будущем интернета до 2025 года с комментариями экспертов
Данный выпуск посвящен актуальным трендам и тенденциям в сфере рекламы, маркетинга и PR на 2014 год:
1) Wired: 52 технологии, которые перевернут мир
2) WPP: 10 глобальных трендов в сфере коммуникаций
3) ZenithOptimedia: Шесть трендов на ближайшие 25 лет
4) 12 тенденций в веб-дизайне 2013-2014 годов
В номере представлены результаты масштабного исследования digital-рынка:
1) Рейтинг знания в разных видах сервиса
2) Рейтинг сотрудничества по разным направлениям сервиса
3) Рейтинг качества предоставляемого сервиса
4) Справочник рекомендованных подрядчиков
В выпуске журнала опубликованы главные метрики рынка, определяющие расклад сил в коммуникационном сервисе.
1) Рейтинг медийных агентств, составленный по расчетным баинговым оборотам
2) Рейтинг BTL-компаний по опросу заказчиков услуг
3) Рейтинг PR-компаний по заявленным оборотам 2012 года.
1) Крупнейшие российские рекламодатели
2) Крупнейшие категории товаров и услуг
3) Бренд-портфель ТОП 5 рекламодателей (Procter & Gamble, PepsiCo, Unilever, Mars и Nestle)
1) Экономика Рунета 2011-2012 (итоги исследования)
2) Основные сегменты интернет-рекламы
3) Рейтинги агентств интернет-рекламы (веб-студии, digital, SEO, CMS)
1) Обзор рынка независимых агентств РФ
2) Классификация независимых агентств РФ
3) Справочник крупнейших игроков независимых агентств РФ
1) Рейтинг медийных агентств по объему закупок в 2011
2) Рейтинг конкурентоспособности РА - Vitality Index 2011
3) Карта переходов крупнейших эккаунтов 2009-2012
1) Крупнейшие бюджеты ТОП-100 рекламодателей
2) Бренд-портфель ТОП-20 мультибрендовых рекламодателей
3) Digital Special Report
1) Рейтинг операторов наружной рекламы 2012
2) Структура индустрии ООН 2012
3) ТОП крупнейших рекламодателей в outdoor
4) Обзор рынка: Indoor и транзитной рекламы.
1) Ключевые события 3-го квартала 2011 г.
2) Крупнейшие СМИ по рекламным доходам в трех категориях: ТВ, радио, пресса. Карта собственности крупнейших СМИ РФ
3) Крупнейшие медиагруппы по рекламным доходам
1) Ключевые события 2-го квартала 2011 г.
2) Рейтинг медийных агентсвт России по объему медиа-закупок в 2010 г. (Ты, радио, пресса, ООН)
3)Vitality Index 2011: Рейтинг конкурентоспособности агентств (медиа, креатив)
1) Ключевые события 1-го квартала 2011 г.
2) Рейтинг рекламодателей России по объему медиа-закупок в 2010 г. (ТВ, радио, пресса, ООН)
3)Полноформатный обзор индустрии Digital с предоставлением ключевых игроков на основе опроса рекламодателей
1) Ключевые события 4-го квартала 2010 г.
2) Классификатор маркетинговых услуг
3) Полноформатный обзор индустрии маркетинговых коммуникаций: рейтинг агентств, структура групп компаний, исследование финансовых показателей агентств, справочник по агентствам
1) Ключевые события 3-го квартала 2010 г.
2) Структура крупнейших мировых холдингов, сетевые группы в России, российские группы компаний, карта рынка (территория СССР)
3) Крупнейшие российские агентства (полносервисные, медийные, креативные)
1) Ключевые события 2-го квартала 2010 г.
2) Рейтинг медийных агентств России по объему медиа-закупок в 2009 г. (ТВ, радио, пресса, ООН)
3) Vitality Index 2010: Рейтинг конкурентоспособности агентсв (медиа)
1) Ключевые события 1-го квартала 2010 г.
2) Рейтинг рекламодателей России по объему медиа-закупок в 2009 г. (ТВ, радио, пресса, ООН)
3) Клиентские листы (медиа, креатив)