Спецпроект про российский рынок технологий. В этом номере мы собрали 33 популярных продукта, обозначив их ключевые специализации, словарь терминов и опросили экспертов рынка о состоянии отрасли
AdTech Market Overview
Еще какое-то время назад вполне можно было сомневаться в том, что интернет станет важнейшим медиа, которое сможет захватить внимание потребителей и вместе с ними привлечь в сеть рекламодателей. Хотя баннерную рекламу можно было купить еще 20 лет назад, настоящая технологическая трансформация стала заметна совсем недавно и позволила превратиться интернет-рекламе из гадкого утенка в прекрасного digital-принца, стремительно покоряющего другие медиа. Мы с вами — свидетели этого захватывающего процесса
Что же позволило так сильно изменить ландшафт рекламного рынка? Конечно же, изменился сам интернет. Если раньше он представлял собой отдельно существующие сайты, которые реализовывали свой рекламный инвентарь, то теперь мы взаимодействуем с единым информационным пространством, где с помощью данных о пользователях, автоматизации и технологий мы можем найти любую аудиторию и донести до нее необходимое сообщение персонализированно. Наряду с этим интернет, который обрел звание «digital», стирает границы между online и offline, успешно выходит на телеэкраны благодаря Connected TV и даже в наружную рекламу (DOOH).
Но как бы замысловато это ни звучало в футуристических прогнозах и презентациях новых технологий — в основе каждого решения лежат абсолютно понятные базовые составные части. Как дом состоит из кирпичей, так и digital представляет собой, по сути, конструктор, в котором из деталей можно собирать сложные продукты.
Для публикации мы выбрали 33 популярных и перспективных продукта. Для каждого, основываясь на данных из открытых источников, мы обозначили ключевые характеристики, которыми они обладают.
Также для полного понимания мы синхронизируем понятийный аппарат с помощью официального глоссария digital-терминов IAB Russia, который состоит из базовых понятий и их определений.
Актуальная digital-экосистема — это каналы и форматы рекламы, различные типы данных, виды носителей, через которые потребляется информация, а также технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ / AI), призванные упростить работу оператору автоматизированных систем.
Словарь терминов и определений
MAIN
Brand Marketing — комплекс маркетинговых активностей, нацеленный на создание и поддержание благоприятного имиджа бренда, узнаваемости, завоевания доверия пользователя.
Performance Marketing — комплекс маркетинговых активностей, нацеленный на стимуляцию потребителя к совершению определенного измеримого действия или покупки.
Brandformance — решение, в котором совмещаются принципы Brand Marketing и Performance Marketing
GENERAL
Reach/охват аудитории — количество представителей целевой аудитории, хотя бы один раз совершивших контакт с рекламным сообщением в рамках рекламной кампании.
Impression/Показ — показ рекламного сообщения.
Click/Клик — нажатие пользователем на рекламное сообщение, которое инициирует интерактив с пользователем или переход на целевую страницу.
Conversion — показатель эффективности онлайн-рекламы, уровень отдачи от рекламного объявления, который представляет собой процентное соотношение посетителей выполнивших целевые действия (сделавших покупку, зарегистрировавшихся, оформивших подписку и т.д.) и общего числа посетителей.
Cost Per Mille (CPM) — модель закупки рекламы по показателю, означающему стоимость 1 000 показов рекламного сообщения.
Cost Per Click (CPС) — модель закупки рекламы, при которой рекламодатель платит за каждый клик, который привел пользователя на сайт.
Cost Per View (CPV) — модель закупки рекламы по показателю, означающему стоимость одного просмотра рекламного видеоролика.
Cost Per Action/Cost Per Lead/Cost Per Sale/Cost Per Order (CPA/CPL/CPS/CPO) — модель оплаты, при которой оплачиваются не показы или клики, а только определенные целевые действия, например заявки, продажи, заказы. Сокращенно всё разнообразие моделей закупки рекламы за действие обозначают как CPx.
Click-Through Rate (CTR) — соотношение количества кликов на рекламное сообщение к числу его показов, выраженное в процентах.
Targeting — механизм, при помощи которого из всего числа интернет-пользователей можно выделить только ту аудиторию, которая соответствует определенным критериям (частотным, временным, географическим, социально-демографическим, поведенческим, триггерным и др.), и донести до нее рекламную информацию.
Retargeting — технология показа рекламных сообщений, посредством которой реклама показывается тем пользователям, которые уже видели рекламное объявление рекламодателя или посетили его сайт/точку продаж.
Look-alike — процесс расширения целевой аудитории за счет пользователей которые по многим параметрам похожи на эталонную аудиторию. Look-alike предполагает анализ поведения посетителей и последующее математическое моделирование для поиска пользователей с похожими поведенческими характеристиками.
AUTOMATION
Programmatic buying — автоматизированный процесс закупки рекламы на основе данных и алгоритмов.
Real Time Bidding (RTB) — метод автоматизированной купли/продажи рекламных показов по аукционному принципу в режиме реального времени.
Supply Side Platform/Sell Side Platform (SSP) — технологическая платформа, которая торгует рекламными показами. SSP агрегирует предложения, а также устанавливает минимальную стоимость, по которой продавец готов реализовать показ. SSP проводит аукционный торг с подключенными DSP в режиме реального времени, максимально выгодно продавая инвентарь.
Demand Side Platform (DSP) — технологическая платформа автоматизированной закупки рекламы с SSP. Позволяет централизованно управлять и оптимизировать кампании, в том числе облегчая процесс закупки рекламного инвентаря с различных источников. В рамках аукционов алгоритмы DSP нацелены на формирование оптимальных ставок в режиме реального времени с учетом ценности каждого показа для достижения целей кампании.
DATA
Data Management Platform (DMP) — платформа управления данными, которая позволяет собирать, хранить и обрабатывать любые типы аудиторных данных (1st, 2nd, 3rd party), а также формировать аудиторные сегменты и активировать их через медиаканалы. Данные из DMP могут быть использованы в DSP, SSP, CRM, CMS (динамическая адаптация контента), DCO (динамическая адаптация креативов), а также на площадках через их систему управления рекламой (AdServer).
CDP — маркетинговая платформа для работы с пользовательскими данными, которая объединяет все доступные источники данных и позволяет создать единый профиль пользователя. Данные из CDP могут быть использованы для таргетинга любого канала коммуникации, а также для сквозной аналитики по этим каналам.
1st Party Data — собственные данные рекламодателя/площадки или сервиса. Информация о посетителях и/или покупателях, собранная в процессе их взаимодействия с сайтом, обезличенные данные CRM, хешированные телефоны и e-mail адреса, а также аналитика прошедших рекламных кампаний.
2nd Party Data — это 1st Party Data другого рекламодателя/площадки или сервиса. Владельцы данных договариваются напрямую о партнерстве для обмена аудиторными данными.
3rd Party Data — сторонние данные, полученные или купленные у копаний, специализирующихся на предоставлении сырых или обработанных данных. В качестве источников выступают DMP, биржи данных, сторонние сайты, платежные системы, сотовые операторы и др.
VERIFICATION
Viewability — метрика, оценивающая возможность визуального контакта пользователя с рекламным материалом, базируется на оценке площади креатива, которая находилась в видимой области экрана в активной вкладке и временного промежутка, в течение которого креатив находился в видимой области.
Fraud — недействительный трафик, являющийся результатом намеренной манипуляции с откруткой рекламы и/или её измерениями, либо создающий фиктивную пользовательскую активность.
Brand Safety — защита бренда рекламодателя и его рекламных креативов от упоминания в негативном/неблагоприятном для репутации бренда информационном контексте.
Blacklist — Список заблокированных мест размещения рекламы, например адресов страниц, на которых реклама размещаться не будут.
Whitelist — Список разрешенных мест размещения рекламы, например адресов страниц, на которых допустимо размещение рекламы.
ADVANCED
Pixels (Tags, Beacons) — промерочный код, который служит для передачи информации о событии в ту систему, где ведется их учет. Используются для отслеживания местонахождения пользователя, а также фиксации его действий, таких как посещение страниц, регистраций или конверсий.
Cross-Device Tracking — отслеживание активности пользователя на различных устройствах, в том числе в приложениях. Анализ полученной информации позволяет составить подробную карту пользовательского поведения и настроить дальнейшее взаимодействие с ним.
Predict — совокупность математических алгоритмов и подходов, позволяющих предсказать действия пользователя (клик, переход, совершение целевого действия и т.д.).
Attributed Conversion — это «отложенные» целевые действия, которые совершает пользователь, перешедший на сайт рекламодателя с рекламного сообщения.
Attribution Modelling — процесс установления причинно-следственной связи между маркетинговыми мероприятиями и полученными результатами. Атрибутивное моделирование используется для более точного определения веса того или иного источника или канала, а также его влияния на конечный результат рекламной кампании.
Ad block — программное обеспечение, разработанное для блокировки рекламных материалов. Распространяется как в виде расширений к браузерам, так и в виде отдельных программ и приложений.
На растущем рынке несколько лет назад участникам можно было "играть в упаковку" продукта, сейчас же все просто: "работает — берем, не работает — удаляем из планов". Замечу, что так вопрос ставят не только клиенты, но и большинство сетевых и локальных агентств. Это здорово. К другим качественным изменениям я бы отнес появление верификации как отдельного вида деятельности; существенное изменение в работе с поставщиками со стороны сетевых агентств — почти все они нарастили свои мощности в performance и аналитике, стали быстро тестировать новые AdTech -технологии; появление массы автоматизированных и полуавтоматизированных способов монетизации для паблишеров.
Из трендов выделю: использование AI для оптимизации всего — прочтений, трафика, просмотров, сплитов; появление в доступе рекламодателей данных ритейлеров; также все говорит о скором появлении единого верификатора данных, но, боюсь, нас ждет очередной "Росгос" от условного Никиты Михалкова