Уйти нельзя остаться: как бизнесу строить Social media стратегию весной 2022 года
Соцсети давно стали незаменимым способом общения и важной частью жизни человека. Поэтому они не исчезнут, но их ландшафт заметно поменяется. После волны блокировок многие компании задаются вопросом, на какие именно площадки следует рассчитывать, и возможно ли хоть какое-то планирование SMM-активностей. Поэтому команда Media Direction Group (департамент Social media & Influence marketing) исследовала текущую ситуацию в соцмедиа и рассказывает, как уже изменился этот инструмент, как борются между собой площадки и куда мигрируют блогеры
SMM: не расходимся
С 24 февраля страницы брендов «замолчали» из-за возможных репутационных рисков и негатива в комментариях сообществ. Все публикации и рекламные кампании были остановлены, некоторые бренды даже ограничили или закрыли возможность оставлять комментарии. Но есть исключения - например, постинг и активную модерацию сообществ продолжили банки (Сбер, ВТБ, Альфа-Банк, Открытие). Таким образом они боролись с различными фейками и оперативно предоставляли официальную информацию, связанную с валютой, вкладами и платежными системами.
В начале марта прошли блокировки и ограничения для Facebook*, Instagram* и Twitter, в том числе отключения рекламных кабинетов Meta*. После 13 марта подавляющее большинство компаний прекратило поддержку сообществ в заблокированных соцсетях – так поступили даже бренды из различных сегментов, которые на время возвращались к публикации контента (Mitsubishi, Burger King).
В связи с блокировками также произошла большая миграция аудитории. Ландшафт соцсетей поменялся: самыми активными стали «ВКонтакте», Telegram и «Одноклассники». По данным Brand Analytics, за последнее время на этих площадках значительно вырос объем публикуемого контента. С большим отрывом лидирует «ВКонтакте» (13,6 млн сообщений в день), за ним следует Telegram (7,7 млн сообщений в день) и «Одноклассники» (2,9 млн сообщений в день). Тренд на положительный рост незаблокированных площадок сохранится и дальше, т. к. бренды начали возрождать каналы некогда «второго плана» (VK и OK) или задействовали новые платформы, которые не ограничены РКН (например Telegram и «Яндекс.Дзен»).
Несмотря на приостановку публикации контента, большинство компаний не лишило подписчиков главного – возможности общаться с брендом и друг с другом. К примеру, «Сбер», МТС и Burger King не закрыли комментарии и продолжили отвечать пользователям на важные вопросы в своих сообществах. Другие (OBI, IKEA) полностью закрыли комментарии, но продолжили отвечать в ЛС.
В конце марта/начале апреля на каналах преимущественно сохраняется режим тишины даже в разрешенных соцсетях. Среди немногих вернувшихся к постоянному постингу во «ВКонтакте» и «Oдноклассниках» — автобренды (Geely и Mazda), представители категории бытовой электроники (Panasonic, ASUS, XIAOMI) и некоторые другие.
Это легально: обзор SMM-возможностей для бренда
Самым очевидным выбором для брендов является «ВКонтакте» — соцсеть с широким набором инструментов и форматов, максимально близким к привычным Facebook* и Instagram*. Альтернативный вариант — «Одноклассники». Это вторая по охвату соцсеть в России, где высока доля региональной аудитории, но менее развит функционал.
Отдельно хочется выделить Telegram. Не стоит забывать, что в первую очередь – это мессенджер, с возможностью создания новостных каналов. В отличие от соцсетей, в нем нет привычной нам алгоритмической ленты, поэтому новые пользователи, пришедшие из заблокированных каналов, могут быстро пресытиться обилием информации и постоянных оповещений. В связи с этим возможно падение охватов и, как следствие, отток аудитории в более привычные с точки зрения user experience каналы (преимущественно во «ВКонтакте»).
Также стоит отметить «Яндекс.Дзен» с его лонгридами и статьями с видео/фото. Несмотря на неплохой выбор форматов, по охватам он все же уступает другим площадкам, а интерфейс не похож на привычные для пользователей соцсети. Поэтому эту платформу стоит рассматривать скорее, как вспомогательный инструмент к основной коммуникации («ВКонтакте»/«Одноклассники»).
Рассмотрим возможности каждой соцсети с точки зрения контента и платного продвижения.
Самые широкие возможности во «ВКонтакте»: можно размещать посты (статичные и видео), публиковать Stories и Клипы, размещать видео, проводить прямые эфиры, использовать раздел «Товары», приложения (VK Apps), виджеты, стикеры, статьи и многое другое.
Основные paid-social форматы:
- Продвижение поста (ER, охват)
- Посты с кнопкой (Подписчики)
- Реклама в Stories (Охват)
- Карусель (Переходы)
«Одноклассники» предоставляют меньший выбор с точки зрения форматов.
Это статичные посты,
посты с видео, прямые эфиры, Stories, «Товары».
Paid-social в Одноклассниках:
- Продвижение поста (ER, охват)
- Посты с кнопкой «Присоединиться» (Подписчики)
- Карусель ссылок (Переходы)
В Telegram контент ограничен публикациями в ленте собственного канала (фото/видео + текст + ссылки; интерактивные форматы – опросы, голосования) и трансляциями. Также к способу продвижения можно отнести создание брендированных стикеров. Реклама здесь доступна в двух видах: в нативном формате «у себя» и собственно рекламные сообщения в крупных публичных каналах (1000 подписчиков и более).
«Яндекс.Дзен» предлагает публикацию статей, а также более коротких «постов» в ленте, создание видео, вертикальных роликов (по аналогии с TikTok и только в мобильном приложении) и прямые эфиры. Продвижение возможно с помощью статей («Вовлечение» и «Охват») и видео («Внешние переходы», «Досмотры», «Охват»).
Что делать с «Россграмом» и другими «импортозаместителями»
После блокировки Instagram* на российском рынке стали появляться его «русские аналоги». 16 марта были анонсированы сервисы Limbiko, Rustagram и другие. Но громче всех заявила о себе соцсеть «Россграм» 14 марта 2022, в день официальной блокировки Instagram*. Официальный запуск с демонстрацией работы интерфейса приложения состоялся 28 марта 2022 года. Сейчас соцсеть доступна только для топ-блогеров и инвесторов, а в мае 2022 планируется релиз для всех желающих.
Основатель проекта интернет-маркетолог Александр Зобов утверждает, что трафик на площадку за первые два дня составил более 75 тыс., и рассчитывает на миллион пользователей в течение первого месяца работы соцсети. Первые отзывы потенциальных пользователей менее оптимистичны: они критикуют все — от названия соцсети до стремления скопировать Instagram*.
Что будет дальше – покажет время. С учетом ограниченной доступной информации делать выводы о будущем «клонов» очень преждевременно.
SMM: рекомендации для брендов
1. В ближайшее время необходимо определить приоритетные каналы, в которых вы будете продолжать коммуникацию со своей аудиторией. Выбор канала должен учитывать наличие и объем вашей ЦА, а также доступные форматы на площадке (как органические, так и медийные).
2. Брендам необходимо отслеживать и анализировать развитие форматов, соцсетей и реакцию пользователей на них. Нас ожидает бум новых платформ и расширение функционала привычных площадок, поэтому жизненно важно держать руку на пульсе.
3. В апреле бренды будут постепенно возвращаться к публикации контента. Развлекательный отойдет на второй план, поэтому основной фокус коммуникации должен быть направлен на рост сообществ в новых каналах, охват и лояльность аудитории.
4. Особое внимание стоит обратить на коммьюнити-менеджмент и работу с аудиторией. Соцсети — это люди, и им нужна поддержка, в том числе от брендов. Во избежание рисков лучше использовать только в незаблокированные каналы и перевести аудиторию в те соцсети, где будет продолжаться постинг и работа с сообществом.
* Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны
экстремистскими и запрещены на территории РФ