Убиты на правах рекламы


События | 27 Июля 2009

Убиты на правах рекламы
Новые бизнес-методы мексиканских бизнес-торговцев

Мексиканские наркоторговцы в борьбе за рост доходов осваивают новые бизнес-методы, от найма пресс-секретаря до рекламы в СМИ. Особых успехов добился картель "Ла Фамилья".

Выход на рынок
Около двух недель назад мексиканский штат Мичоакан в западной части страны стал местом кровопролитного выяснения отношений между полицией и главной наркомафией региона, которая называет себя "Ла Фамилья" (La Familia, "Семья"). 11 июля в руки правоохранительных органов попал один из лидеров картеля Арнольдо Руэда Медина. Члены преступной группировки попытались его отбить. Они атаковали полицейский участок, забросав здание гранатами, но полицейским удалось выдержать осаду. Вскоре 12 сотрудников полиции штата были похищены, а 14 июля их искалеченные тела нашли на одной из горных дорог. Рядом с трупами лежала записка: ""Ла Фамилья": вступай в ее ряды или уходи! И только попробуйте снова кого-нибудь арестовать!".

За "Ла Фамильей" давно закрепился статус крайне жестокой мафиозной группировки, и происшедшее вряд ли кого-то удивило. Неожиданным стало то, что буквально через несколько дней, 16 июля, на передачу "Мнение и решение" местного телеканала CB позвонил лидер "Ла Фамильи", представившийся Сервандо Гомесом. Его спокойный голос звучал в прямом эфире на весь штат Мичоакан.

"Мы ведем борьбу с федеральной полицией из-за того, что они нападают на наши семьи,— заявил Гомес.— Все, что нам нужно, это мир и спокойствие". "Мы, "Ла Фамилья", необходимое зло. Полиции никогда от нас не избавиться. Даже если я погибну, мне найдется замена. И войне не будет конца. Вот почему мы должны достичь консенсуса",— продолжал Сервандо Гомес, обращаясь уже к президенту Мексики Фелипе Кальдерону, который пришел к власти в стране в сентябре 2006 года под лозунгом войны с наркокартелями.

Речь Сервандо Гомеса в телевизионный прайм-тайм — всего лишь продолжение рекламной кампании, которую "Ла Фамилья" с успехом ведет на протяжении нескольких лет.

Отколовшись в 2004 году от самого крупного мексиканского наркокартеля под названием "Эль Гольфо" (El Golfo, "Залив"), под контролем которого находилось все восточное побережье страны, "Ла Фамилья" начала независимую жизнь с попытки представить себя как своеобразную народную дружину. В интернете и мексиканских СМИ стали появляться сообщения о том, что один из основателей "Ла Фамильи" Насарио Морено Гонсалес по прозвищу Самый Безбашенный обозначил основной задачей организации борьбу с производителями и продавцами метамфетамина. (Этот синтетический наркотик быстро вызывает физическую зависимость и разрушает нервную систему.) Помимо этого, "Ла Фамилья" брала на себя функции охраны правопорядка: ее члены якобы выслеживали грабителей, наемных убийц, предотвращали нападения на автомобилистов и похищения.

Однако по мнению сотрудника американского Центра стратегических и международных исследований Джорджа Грейсона, благие намерения "Ла Фамильи" отвечали только одной цели — не допустить другие наркокартели на свою территорию. Да и в выборе средств она недалеко ушла от конкурентов. Есть, правда, одно отличие, которое очень помогло "Ла Фамилье" в получении контроля над штатом Мичоакан,— мастерское использование PR-технологий.

Продвижение бренда
Широкую известность "Ла Фамилья" получила 6 сентября 2006 года. В тот день 20 вооруженных членов картеля, стреляя в воздух, ворвались в ночной клуб Sol y Sombra в городе Уруапан. Через некоторое время на танцполе появились несколько отрубленных голов и записка: ""Семья" не убивает за деньги. Она не убивает женщин. Она не убивает невинных. Умирают только те, кто заслуживает смерти! Знайте! Это божественная справедливость!".

В справедливость поверили даже некоторые очевидцы событий. Как сообщала впоследствии мексиканская радиостанция National Public Radio, на защиту "Ла Фамильи" встал хозяин клуба Карлос Альварес: "Эти люди пришли не для того, чтобы причинить кому-то боль. Они действуют против плохих людей".

Через два месяца лидеры "Ла Фамильи" открыто рассказали о своих убеждениях на страницах двух крупных газет штата Мичоакан — El Sol и El Voz. В каждой из них на правах рекламы появились публикации, в которых члены группировки называли себя "простыми рабочими из Мичоакана, которые объединены стремлением покончить с подавлением и унижением народа людьми, обладающими властью". В первом же абзаце уточнялось, против кого они намерены вести борьбу: это картели "Миленио" и "Банда 30", две мафиозные структуры, также претендующие на господство в штате.

Далее сообщалось, что члены группировки находятся повсюду и следят, чтобы ни в одном магазине штата Мичоакан не продавалось контрафактное вино, а на улицах — наркотики. "К сожалению, для того чтобы избавить Мичоакан от указанных проблем, нам приходится прибегать к жестким методам, но мы убедились, что это единственный способ навести порядок в штате",— поясняли авторы текста. Впрочем, уточнялось, что мишенью могут стать только преступники (то есть те, кого они таковыми считают): "Порядочные люди не должны волноваться. Мы их уважаем".

"Ла Фамилья" не упустила возможности рассказать о своих успехах: "Наша организация добилась большого прогресса в решении проблем штата. И все же пока рано говорить о полной победе. Нам удалось снизить оборот наркотиков и контрафактного алкоголя на 80%, и таких же результатов мы достигли в борьбе с похищениями людей".

В конце текста содержались "вопросы к размышлению", которые прекрасно смотрелись бы на любом агитационном плакате: "Что можешь сделать ты как житель Мичоакана?", "Ты хочешь видеть своего сына наркоторговцем и преступником или ты поможешь организации в борьбе с болезнями нашего штата?".

Вторым шагом на пути к позитивному имиджу "Ла Фамильи" стало появление у нее пресс-секретаря, известного внутри организации как Дядя (El Tio), именно он чаще всего общается с журналистами. "В действиях картеля четко прослеживаются черты частного предприятия,— рассказывает журналист отдела расследований одной из газет Мехико Рикардо Равело.— "Ла Фамилья" стала первой мафией с горизонтальной бизнес-структурой, офисы которой рассредоточены по всей стране. Она к тому же подчеркивает свою заботу об обществе, как бы заявляя: "Мы не такие уж плохие. Мы думаем о людях"".

Для напоминания о своей социальной миссии члены "Ла Фамильи" используют и уличную рекламу. Правда, пока яркие рекламные плакаты нарисованы от руки. Когда в сентябре прошлого года в городе Морелья на праздновании Дня независимости Мексики были взорваны две гранаты, убившие восемь человек, группировка поспешила отвести от себя подозрения, вывесив на одной из улиц Морельи плакат: "Те, кто смеет нарушать спокойствие и мир в этой стране, могут называться только трусами". Однако полиция продолжила расследование причастности к взрывам "Ла Фамильи", и тогда появился еще один плакат: "Не дайте себя обмануть! "Ла Фамилья" на вашей стороне и выступает против актов геноцида!"

Захват целевой аудитории
Подобные рекламные кампании приносят плоды. По данным мексиканских спецслужб, два-три года назад численность "Ла Фамильи" держалась на уровне 4 тыс. человек, а сейчас этот показатель уже вдвое выше. Конечно, притоку членов способствует и перспектива высоких доходов: участники группировки, которых набирают исключительно из коренных мичоаканцев, зарабатывают примерно в десять раз больше остальных жителей штата — от $1,5 тыс. до $2 тыс. в месяц. Но благие цели, о которых не устают говорить мафиози, также помогают привлечению новобранцев.

Прибавление в мафиозной семье происходит постоянно, несмотря на то что внутри картеля действуют законы, за нарушение которых предусмотрены жесткие наказания. Об этом пресс-секретарь "Ла Фамильи" Дядя рассказал в интервью популярному в Мексике общественно-политическому журналу Proceso в ноябре 2006 года. "Тех людей, которые совершили ошибки, надолго связывают,— пояснил он.— Если ошибки серьезные, провинившихся пытают. Если выявляют предателя, его убивают".

По словам сотрудника американского Центра стратегических и международных исследований Джорджа Грейсона, каждый, кто хочет попасть в "Ла Фамилью", должен сначала пройти своеобразный курс воспитания. "Новичку объясняют, что нельзя курить, пить, употреблять наркотики,— рассказывает Грейсон.— В "Ла Фамилье" сильна религиозная составляющая. Ее лидеры говорят, что убивают людей, руководствуясь божьей волей".

Религиозная доктрина картеля представляет собой довольно разнородную смесь христианских идей в трактовке популярного писателя Джона Элдриджа и заветов почитаемого в Мексике революционера Эмилиано Сапаты и изложена в книге, которую в прессе называют "Библия "Ла Фамильи"". Этот своеобразный свод правил, распространяемый только среди членов картеля, составил Насарио Морено Гонсалес, включив в нее и правила собственного сочинения. "Я прошу Господа дать мне силы, и он дает мне испытания, которые делают меня сильнее; я прошу его о мудрости, и он дает мне трудности, с которыми я справляюсь; я прошу у него богатства, и он дает мне мозг и мускулы, чтобы работать" — подобные проповеди соседствуют в книге с далекими от десяти заповедей жизненными установками: "Лучше быть хозяином одного песо, чем рабом двух. Лучше умереть, сражаясь с поднятой головой, чем преклонить колено и быть униженным. Лучше быть живой собакой, чем мертвым львом".

Лидеры "Ла Фамильи" стремятся сделать ее идеологию как можно более близкой и понятной молодым, чтобы привлечь их в свои ряды. Используя современные рекламные методы и технологии, "Ла Фамилья" создает себе образ добровольческой армии, охраняющей тот порядок, который она считает правильным. И этот образ оказывается крайне популярным.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама