Как новый антипиратский закон отразится на рынке онлайн-кинотеатров


Право | 20 Апреля 2015

Как новый антипиратский закон отразится на рынке онлайн-кинотеатров
Источник: www.cinemotionlab.com
На digital-завтраке интернет-кинотеатра tvzavr.ru, посвященном эволюции digital-видео, Алексей Бырдин, директор Ассоциации «Интернет-видео», рассказал, что ожидает рынок после вступления в силу поправок в антипиратский закон

С 1 мая 2015 года начнут пожизненно блокировать сайты с нелегальным контентом за многократные нарушения. Изначально в законе, принятом в 2013 году, речь шла только о видеоконтенте, правообладатели которого могли добиваться ограничения доступа к разместившим его сайтам в суде. Теперь антипиратский закон будет распространятся на все виды контента, за исключением фотоизображений. Споры по авторским правам будут регулироваться во внесудебном порядке.

По словам Алексея Бырдина, объем рынка легального видео в России ежегодно растет (в статистике использованы данные исключительно по онлайн-кинотеатрам. Учитывались платная и рекламная модели). Если в 2013 году он составлял 1,6 млрд рублей, то к 2014 году вырос на 57% и достиг 2,6 млрд рублей. По предварительной оценке, в 2015 году рост продолжится, хоть и будет скромнее – 35-40%, и рынок достигнет 3,4-3,8 млрд рублей.

Рост рынка легального видеоконтента зависит от нескольких факторов, как позитивных, так и негативных. Прежде всего, на ситуации скажутся общий кризис в рекламе и снижение доходов населения, следовательно, и покупательской способности. Из положительных моментов стоит отметить рост аудитории онлайн-кинотеатров, который происходит достаточно уверено. Также увеличиваются продажи Smart TV. Однако по словам Алексея Бырдина, это могло произойти на фоне всеобщего ажиотажа вокруг покупки электроники (функция Smart TV является встроенной практически во всех современных моделях телевизоров).

В то же время влияет на популярность digital-видео и увеличение мобильной аудитории, проникновение девайсов способствует потреблению онлайн. Немаловажным остается фактор роста объема онлайн-платежей. В меньшей степени он сказывается на рекламной модели, но для модели по подписке, т.е. платной, он является важным техническим и психологическим моментом: доверие аудитории к платежам в сети постепенно растет, а значит, и количество потенциальных зрителей онлайн-кинотеатров – тоже.

По мнению господина Бырдина, перечисленные факторы чаще всего рассматривают в контексте оценки digital-видео, однако если говорить о принятии антипиратского закона, то стоит отметить еще два фактора, способных повлиять на рост и объемы рынка легального видеоконтента. Один из них носит негативный характер для владельцев онлайн-кинотеатров – вероятное внедрение «глобальной лицензии».

Проект «глобальной лицензии», известный как «налог на интернет», не был одобрен членами Общественной палаты. Однако обсуждение законопроекта продлится до 21 апреля 2015 года. Если же он будет принят, то обмен в сети фильмами, видео, музыкой, литературой за небольшую фиксированную плату станет легальным для всех пользователей. При этом правообладатель получит за использование своих произведений справедливое вознаграждение, говорится на официальном сайте проекта. Таким образом, получение глобальной лицензии ложится на плечи операторов связи, они же и будут оплачивать устанавливаемый государством сбор в пользу правообладателей через специальную организацию, а абоненты сетей получат неограниченный доступ к лицензионному контенту. Профессиональное сообщество уже раскритиковало законопроект, так как получается, что любое лицо может получить от аккредитованной комиссии право пользования контентом в составе глобальной лицензии вне зависимости от согласия правообладателя.

Позитивным фактором является приток аудитории с закрытых пиратских ресурсов, так как у них не будет нелегальной альтернативы. Вступление в силу антипиратского закона способно поменять картину по распределению аудитории в Рунете. Пиратские сайты представляют собой порталы с премьерными и актуальными фильмами и сериалами, при этом большая часть видеоконтента появляется там до официального кинопроката. Теперь же, вместо таких сайтов, люди должны будут приходить в онлайн-кинотеатры. Чтобы оценить приблизительное количество этой аудитории, Алексей Бырдин предлагает обратиться к поисковому запросу «смотреть онлайн бесплатно» в «Яндексе»: ежемесячно его вбивают в строку поиска 67 220 219 раз. При этом «Яндекс» обрабатывает только 58,9% всех запросов в стране, есть и другие поисковики, к тому же многие пользователи заходят на пиратские сайты напрямую.

В четвертом квартале 2014 года Фонд «Общественное мнение» провел исследование по заказу РАЭК, чтобы выяснить, по какой причине интернет-пользователи предпочитают нелегальный контент легальному. 40% опрошенных считают стоимость подписки в онлайн-кинотеатрах дорогой, а 19% заявили, что не видят смысла платить за то, что можно получить бесплатно. По словам господина Бырдина, если пока не известно, как поведет себя первая группа респондентов после закрытия пиратских сайтов, то вторая является потенциальной аудиторией площадок с легальным контентом.

Сергей Лившиц, генеральный директор онлайн-кинотеатра tvzavr.ru, также отметил, что ограничение доступа к пиратскому контенту очень позитивно скажется на рынке легального онлайн-видео. «Мы рассчитываем, что со временем в результатах поиска по запросам бесплатного видео Google и «Яндекс»  будут только легальные кинотеатры (сейчас преимущественно пираты). Причем без ущерба для зрителей. Пираты давно научились показывать рекламу и зарабатывают на бесплатном видео, но в легальных кинотеатрах, работающих по рекламной модели, контент гарантированно лучшего качества (из доступного от правообладателя). Что касается платного контента, то отсутствие предложения от пиратов безусловно направит часть спроса в легальные кинотеатры, стимулируя их рост», – подчеркнул эксперт.

 

 

Как новый антипиратский закон отразится на рынке онлайн-кинотеатров

 

Подготовлено Ксенией Никифоровой

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама