20 Июня 2013 | 09:32

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении

Маркетологи и медиапровайдеры должны учитывать не только то, чем увлечь ребенка, но и как защитить его от информации, которая может причинить вред детскому здоровью

image

Теперь без соблюдения этого условия они не смогут проникнуть в мир детства.

Федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» вступил в силу 1 сентября прошлого года. Закон подразделяет информацию для детей на пять категорий (см. инфографику «Классификация телевизионной продукции, действующая на территории РФ»).

Сразу после вступления закона в силу Роскомнадзор начал мониторинг СМИ. Всего, в период с сентября по декабрь прошлого года было проверено 4,5 тыс. средств массовой информации. Как показала проверка, не все медиа кинулись соблюдать закон – было выявлено 13229 нарушений, причем больше всего их было зафиксировано в печатной периодике (36,4%) и в интернет-изданиях (18,4%). Такие данные приводятся в докладе Роскомнадзора, опубликованном ан сайте ведомства 8 мая 2013 года. 

Телевидение, как самый доступный детский инфоканал, тоже недалеко ушел в соблюдении правовых норм – его доля «непослушания» составила 18%. Как отмечают в другом ведомстве, Роспечати, закон сильно ограничил вещателей и затронул рынок телевизионной рекламы*. Вместе с тем, по словам чиновников, детская аудитория более других восприимчива к посланиям, передающимся посредством масс-медиа: «То, каким будет детское телевидение сегодня, напрямую отразится на том, какими вырастут российские дети завтра», говорится в докладе Роспечати, посвященному итогам 2012 года на рынке ТВ для детей*.

Ситуация, впрочем, не столь однозначна, какой ее хотят видеть законотворцы. На деле поставить метку о том, для кого предназначена информация в программе, оказывается недостаточным. Маркировка не станет гарантией того, что дети не получат доступ к нежелательной информации, ведь дети ограничивают себя в контенте. «Социологические исследования последних лет говорят о том, что при изучении особенностей детского телепотребления не следует проводить различие между универсальными массмедиа, ориентированными на взрослую аудиторию, и специализированными СМИ, созданными для детей, - отмечают в Роспечати. - Дети охотно поглощают не только и не столько адресованную им информацию, сколько контент более широкого характера. Так, например, доля юной аудитории специализированного канала Disney (18 %) сегодня меньше, нежели у развлекательного СТС (19 %)»*.

Да и сами вещатели пока не заинтересованы в удержании детской аудитории. Согласно закону «О рекламе», размещение рекламы в детских программах ограничено. В то же время замена детского контента более «взрослым» позволяет телеканалам включить максимально допустимые 9 минут в час. Это в два раза больше, чем при стандартном программировании детского блока из двух получасовых программ (мультфильмов), в которых по закону может быть лишь 4,5 мин рекламы*. В деньгах эта разница выглядит еще более впечатляюще. По подсчетам Трансконтинентальной медиакомпании, озвученных 8 апреля 2013 года на заседании Экспертного совета по рекламе при Госдуме России, Первый канал на кинопоказе заработал в прошлом году 18 млрд рублей, а на трансляции детских программ только 45 млн рублей.

Впрочем, эту ситуацию представители медиа и коммуникационных компаний могут изменить. Как стало известно Adindex в ходе того же заседания, профсообщество намерено внести изменения в закон «О рекламе» по увеличению рекламного времени в детских программах. Понравится ли повышение числа роликов родителям – сложно сказать, но, как рассчитывают инициаторы поправок, это не скажется пагубно на детском здоровье, так как этика нарушена не будет, а количество детских передач сможет возрасти из-за роста их доходности для каналов.

*Источник: Отраслевой доклад Роспечати «Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт». Москва. 2013

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Графический
символ

Аудитория

Описание
информационного продукта

Без возрастных
ограничений.

Продукция, не причиняющая вреда здоровью и развитию ребенка.
Может содержать оправданные ее жанром и сюжетом
эпизоды физического и психического насилия (за исключением сексуального),
но оно изображается ненатуралистично и осуждается.

Для детей,
достигших
возраста 6 лет.

В этих программах может присутствовать информация
о не тяжелых заболеваниях, а также описание
несчастных случаев, аварий, катастроф, ненасильственной смерти.
Фрагменты краткие, ненатуралистичные, не вызывают у детей страх.
Могут присутствовать сцены преступлений, но они,
как и совершающие их герои, осуждаются.

Для детей, достигших
возраста 12 лет.
В присутствии
родителей
или законных
представителей
программы
категории
"12+" могут смотреть
дети старше 6 лет.

В этих программах может присутствовать информация о не тяжелых
заболеваниях, а также описание
несчастных случаев, аварий, катастроф, ненасильственной смерти.
Фрагменты краткие, ненатуралистичные,
не вызывают у детей страх. Могут присутствовать сцены преступлений,
но они, как и совершающие их герои, осуждаются.
Могут присутствовать сцены, включающие
• жестокость и насилие (кроме сексуального), когда процесс
не показывается натуралистично, выражается сострадание к жертве.
Насилие и жестокость при этом осуждается, за исключением
тех случаев, когда речь идет о защите прав и жизни;
• Антиобщественные действия;
• Эпизодическое упоминание (без демонстрации) табачных изделий,
наркотиков и психотропных веществ,
отношение к которым отрицательно;
•Изображение или описание отношений между мужчиной и женщиной,
которые ненатуралистичны и не относятся к сексу.

Для детей,
достигших
возраста 16 лет.

Помимо упомянутых выше моментов может также
присутствовать изображение или описание:
• Несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания или смерти.
При демонстрации их последствий отсутствует натуралистичность;
• Информация о табачных изделиях,
наркотиках и психотропных веществах без их демонстрации.
Отношение к употреблению этих веществ отрицательно,
обозначена опасность их потребления;
• Отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Программа
предназначена
только для взрослых.
Распространение
этой информации
среди детей
запрещено.

 В рамках данной программы может появиться информация, которая:
• Способна побудить ребенка совершить действия,
представляющие угрозу его жизни и здоровью, способствовать суициду;
• Спровоцировать желание курить, употреблять наркотики, алкоголь,
играть в азартные игры,
заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
• Оправдывает противоправное поведение,
а также насилие и жестокость по отношению к людям и животным;
• Отрицает семейные ценности;
• Содержит нецензурную брань или порно-сцены.

Источник: Составлено Факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, НП «Партнерство факультетов журналистики» на основании ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 28 июля 2012 года.). Опубликовано в отраслевом докладе

 

 

15 трендов в дизайне логотипов в 2013 году Новые технологии интерактивной рекламы Microsoft для встраивания в приложения
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.