ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении
Маркетологи и медиапровайдеры должны учитывать не только то, чем увлечь ребенка, но и как защитить его от информации, которая может причинить вред детскому здоровью
Теперь без соблюдения этого условия они не смогут проникнуть в мир детства.
Федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» вступил в силу 1 сентября прошлого года. Закон подразделяет информацию для детей на пять категорий (см. инфографику «Классификация телевизионной продукции, действующая на территории РФ»).
Сразу после вступления закона в силу Роскомнадзор начал мониторинг СМИ. Всего, в период с сентября по декабрь прошлого года было проверено 4,5 тыс. средств массовой информации. Как показала проверка, не все медиа кинулись соблюдать закон – было выявлено 13229 нарушений, причем больше всего их было зафиксировано в печатной периодике (36,4%) и в интернет-изданиях (18,4%). Такие данные приводятся в докладе Роскомнадзора, опубликованном ан сайте ведомства 8 мая 2013 года.
Телевидение, как самый доступный детский инфоканал, тоже недалеко ушел в соблюдении правовых норм – его доля «непослушания» составила 18%. Как отмечают в другом ведомстве, Роспечати, закон сильно ограничил вещателей и затронул рынок телевизионной рекламы*. Вместе с тем, по словам чиновников, детская аудитория более других восприимчива к посланиям, передающимся посредством масс-медиа: «То, каким будет детское телевидение сегодня, напрямую отразится на том, какими вырастут российские дети завтра», говорится в докладе Роспечати, посвященному итогам 2012 года на рынке ТВ для детей*.
Ситуация, впрочем, не столь однозначна, какой ее хотят видеть законотворцы. На деле поставить метку о том, для кого предназначена информация в программе, оказывается недостаточным. Маркировка не станет гарантией того, что дети не получат доступ к нежелательной информации, ведь дети ограничивают себя в контенте. «Социологические исследования последних лет говорят о том, что при изучении особенностей детского телепотребления не следует проводить различие между универсальными массмедиа, ориентированными на взрослую аудиторию, и специализированными СМИ, созданными для детей, - отмечают в Роспечати. - Дети охотно поглощают не только и не столько адресованную им информацию, сколько контент более широкого характера. Так, например, доля юной аудитории специализированного канала Disney (18 %) сегодня меньше, нежели у развлекательного СТС (19 %)»*.
Да и сами вещатели пока не заинтересованы в удержании детской аудитории. Согласно закону «О рекламе», размещение рекламы в детских программах ограничено. В то же время замена детского контента более «взрослым» позволяет телеканалам включить максимально допустимые 9 минут в час. Это в два раза больше, чем при стандартном программировании детского блока из двух получасовых программ (мультфильмов), в которых по закону может быть лишь 4,5 мин рекламы*. В деньгах эта разница выглядит еще более впечатляюще. По подсчетам Трансконтинентальной медиакомпании, озвученных 8 апреля 2013 года на заседании Экспертного совета по рекламе при Госдуме России, Первый канал на кинопоказе заработал в прошлом году 18 млрд рублей, а на трансляции детских программ только 45 млн рублей.
Впрочем, эту ситуацию представители медиа и коммуникационных компаний могут изменить. Как стало известно Adindex в ходе того же заседания, профсообщество намерено внести изменения в закон «О рекламе» по увеличению рекламного времени в детских программах. Понравится ли повышение числа роликов родителям – сложно сказать, но, как рассчитывают инициаторы поправок, это не скажется пагубно на детском здоровье, так как этика нарушена не будет, а количество детских передач сможет возрасти из-за роста их доходности для каналов.
*Источник: Отраслевой доклад Роспечати «Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт». Москва. 2013
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
Графический |
Аудитория |
Описание |
|
Без возрастных |
Продукция, не причиняющая вреда здоровью и
развитию ребенка. |
|
Для детей, |
В этих программах может присутствовать
информация |
|
Для детей, достигших |
В этих программах может присутствовать
информация о не тяжелых |
|
Для детей, |
Помимо упомянутых выше моментов может
также |
|
Программа |
В рамках данной программы может
появиться информация, которая: |
Источник: Составлено Факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, НП «Партнерство факультетов журналистики» на основании ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 28 июля 2012 года.). Опубликовано в отраслевом докладе