ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении


Право | 20 Июня 2013 | 2

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении
Маркетологи и медиапровайдеры должны учитывать не только то, чем увлечь ребенка, но и как защитить его от информации, которая может причинить вред детскому здоровью

Теперь без соблюдения этого условия они не смогут проникнуть в мир детства.

Федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» вступил в силу 1 сентября прошлого года. Закон подразделяет информацию для детей на пять категорий (см. инфографику «Классификация телевизионной продукции, действующая на территории РФ»).

Сразу после вступления закона в силу Роскомнадзор начал мониторинг СМИ. Всего, в период с сентября по декабрь прошлого года было проверено 4,5 тыс. средств массовой информации. Как показала проверка, не все медиа кинулись соблюдать закон – было выявлено 13229 нарушений, причем больше всего их было зафиксировано в печатной периодике (36,4%) и в интернет-изданиях (18,4%). Такие данные приводятся в докладе Роскомнадзора, опубликованном ан сайте ведомства 8 мая 2013 года. 

Телевидение, как самый доступный детский инфоканал, тоже недалеко ушел в соблюдении правовых норм – его доля «непослушания» составила 18%. Как отмечают в другом ведомстве, Роспечати, закон сильно ограничил вещателей и затронул рынок телевизионной рекламы*. Вместе с тем, по словам чиновников, детская аудитория более других восприимчива к посланиям, передающимся посредством масс-медиа: «То, каким будет детское телевидение сегодня, напрямую отразится на том, какими вырастут российские дети завтра», говорится в докладе Роспечати, посвященному итогам 2012 года на рынке ТВ для детей*.

Ситуация, впрочем, не столь однозначна, какой ее хотят видеть законотворцы. На деле поставить метку о том, для кого предназначена информация в программе, оказывается недостаточным. Маркировка не станет гарантией того, что дети не получат доступ к нежелательной информации, ведь дети ограничивают себя в контенте. «Социологические исследования последних лет говорят о том, что при изучении особенностей детского телепотребления не следует проводить различие между универсальными массмедиа, ориентированными на взрослую аудиторию, и специализированными СМИ, созданными для детей, - отмечают в Роспечати. - Дети охотно поглощают не только и не столько адресованную им информацию, сколько контент более широкого характера. Так, например, доля юной аудитории специализированного канала Disney (18 %) сегодня меньше, нежели у развлекательного СТС (19 %)»*.

Да и сами вещатели пока не заинтересованы в удержании детской аудитории. Согласно закону «О рекламе», размещение рекламы в детских программах ограничено. В то же время замена детского контента более «взрослым» позволяет телеканалам включить максимально допустимые 9 минут в час. Это в два раза больше, чем при стандартном программировании детского блока из двух получасовых программ (мультфильмов), в которых по закону может быть лишь 4,5 мин рекламы*. В деньгах эта разница выглядит еще более впечатляюще. По подсчетам Трансконтинентальной медиакомпании, озвученных 8 апреля 2013 года на заседании Экспертного совета по рекламе при Госдуме России, Первый канал на кинопоказе заработал в прошлом году 18 млрд рублей, а на трансляции детских программ только 45 млн рублей.

Впрочем, эту ситуацию представители медиа и коммуникационных компаний могут изменить. Как стало известно Adindex в ходе того же заседания, профсообщество намерено внести изменения в закон «О рекламе» по увеличению рекламного времени в детских программах. Понравится ли повышение числа роликов родителям – сложно сказать, но, как рассчитывают инициаторы поправок, это не скажется пагубно на детском здоровье, так как этика нарушена не будет, а количество детских передач сможет возрасти из-за роста их доходности для каналов.

*Источник: Отраслевой доклад Роспечати «Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт». Москва. 2013

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОДУКЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Графический
символ

Аудитория

Описание
информационного продукта

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении

Без возрастных
ограничений.

Продукция, не причиняющая вреда здоровью и развитию ребенка.
Может содержать оправданные ее жанром и сюжетом
эпизоды физического и психического насилия (за исключением сексуального),
но оно изображается ненатуралистично и осуждается.

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении

Для детей,
достигших
возраста 6 лет.

В этих программах может присутствовать информация
о не тяжелых заболеваниях, а также описание
несчастных случаев, аварий, катастроф, ненасильственной смерти.
Фрагменты краткие, ненатуралистичные, не вызывают у детей страх.
Могут присутствовать сцены преступлений, но они,
как и совершающие их герои, осуждаются.

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении

Для детей, достигших
возраста 12 лет.
В присутствии
родителей
или законных
представителей
программы
категории
"12+" могут смотреть
дети старше 6 лет.

В этих программах может присутствовать информация о не тяжелых
заболеваниях, а также описание
несчастных случаев, аварий, катастроф, ненасильственной смерти.
Фрагменты краткие, ненатуралистичные,
не вызывают у детей страх. Могут присутствовать сцены преступлений,
но они, как и совершающие их герои, осуждаются.
Могут присутствовать сцены, включающие
• жестокость и насилие (кроме сексуального), когда процесс
не показывается натуралистично, выражается сострадание к жертве.
Насилие и жестокость при этом осуждается, за исключением
тех случаев, когда речь идет о защите прав и жизни;
• Антиобщественные действия;
• Эпизодическое упоминание (без демонстрации) табачных изделий,
наркотиков и психотропных веществ,
отношение к которым отрицательно;
•Изображение или описание отношений между мужчиной и женщиной,
которые ненатуралистичны и не относятся к сексу.

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении

Для детей,
достигших
возраста 16 лет.

Помимо упомянутых выше моментов может также
присутствовать изображение или описание:
• Несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания или смерти.
При демонстрации их последствий отсутствует натуралистичность;
• Информация о табачных изделиях,
наркотиках и психотропных веществах без их демонстрации.
Отношение к употреблению этих веществ отрицательно,
обозначена опасность их потребления;
• Отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении

Программа
предназначена
только для взрослых.
Распространение
этой информации
среди детей
запрещено.

 В рамках данной программы может появиться информация, которая:
• Способна побудить ребенка совершить действия,
представляющие угрозу его жизни и здоровью, способствовать суициду;
• Спровоцировать желание курить, употреблять наркотики, алкоголь,
играть в азартные игры,
заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
• Оправдывает противоправное поведение,
а также насилие и жестокость по отношению к людям и животным;
• Отрицает семейные ценности;
• Содержит нецензурную брань или порно-сцены.

Источник: Составлено Факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, НП «Партнерство факультетов журналистики» на основании ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 28 июля 2012 года.). Опубликовано в отраслевом докладе

 

ЗАКРОЙ ГЛАЗА! Как детей защищают от нежелательной информации на телевидении

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Нellranger | 20.06.2013, 12:13
Жуткий закон. Закон о защите детей от жизни.
Anonymous | 20.06.2013, 12:19
ну че, в советское время так приблизительно и было. информацию получали во дворе.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама