31 Января 2020 | 16:06

Я люблю и ненавижу тебя, коворкинг

Дарья Мигель, креативный директор, сo-founder в Migel Agency, о плюсах и минусах работы в коворкинге

Пиарщики мира бросили все свои силы на формирование имиджа коворкинга как комьюнити для творческих людей, которые с помощью нетворкинга выстраивают успешный бизнес. Система временных офисов напоминает сожительство влюбленных. Вам хорошо вместе, но в любой момент может поступить сообщение: «Дорогая, извини, я нашел другую» или «Нам нужно взять паузу, я хочу пожить отдельно; возможно, я вернусь, а возможно, и нет». И никаких вам обязательств и бюрократических «детей». Выглядит заманчиво. Уже купились? И это вам еще не сказали про кофе с печеньками, пуфики с PlayStation, комнату для йоги и бесплатное пиво. Не рабочее место, а целый идеальный мир Sims. Клево, не спорим. Но давайте заглянем внутрь и проверим, действительно ли все так сладко, как нам пытаются показать.

Привет! Меня зовут Дарья Мигель, я креативный директор коммуникационного агентства Migel Agency. Наша команда уже больше года работает в коворкинге «Рабочая станция» в Москве. Мы хотим разобрать по фактам все плюсы и минусы подобных офисных пространств. Если вы рассматриваете коворкинг как место для работы, то эта статья будет вам полезна.

Сначала договоримся, что коворкинг коворкингу рознь. Мы составили максимально общую и адекватную картину происходящего в Москве. Многие нюансы могут разниться в зависимости от города и бренда рабочего пространства.

Начнем с положительных аспектов:

1. Экономия. Релевантная цена — главная причина российского «бума» коворкингов. В Москве их количество уже перевалило за 100. В период кризиса 2014–2016 годов многие предприниматели столкнулись с суровым экономическим фактом: офис им не по карману. Дело не только в аренде, но и в оплате дополнительных услуг: косметический ремонт, Wi-Fi, принтер, IT-поддержка, санузел, персонал (администратор, уборщики, охрана), система пропусков и идентификации пользователей, чай/кофе/печеньки. Стоимость годовой аренды офиса практически во всех деловых центрах мира значительно превышает затраты на рабочие места в коворкингах аналогичного класса в этих же городах. В среднем экономия составляет 50% — это актуально и для Лондона, и для Нью-Йорка, и для других ключевых городов мира. В Москве этот показатель составляет примерно 40–45% (исследование международной консалтинговой компании Knight Frank). Наибольшую выгоду получают фрилансеры или небольшие компании, которым нерентабельно снимать целый офис. Мы считаем, что делать это рационально только тогда, когда в вашем штате работает более 60 человек. Мы же пока не доросли до такого количества.

Однако и некоторые крупные корпорации вводят в практику выкупать места в рабочих пространствах. Например, в 2019 году финансовая группа «Тинькофф» арендовала 1039 рабочих мест в коворкинге SOK. Договор заключен до 2023 года. На российском рынке коворкингов по масштабности сделки конкуренцию «Тинькофф» может составить только МТС, который арендовал 900 мест в Workii.

2. Гибкость цены. Актуально для компаний, где количество сотрудников варьируется от месяца к месяцу. В основном это свойственно стартапам, когда первое время люди приходят и уходят каждый месяц. Им выгоднее платить за рабочее место каждого члена команды. Т. е. стоимость коворкинга прямо пропорциональна количеству сотрудников. Также вы можете сами определять количество часов, которые хотите провести в офисном пространстве и подобрать себе тариф исходя из вашего графика.

3. Без привязки. Отсутствие обязательств дает вам возможность переезжать с места на место. Вы можете «пробовать» разные коворкинги, менять локации, искать лучший вариант, а также арендовать места в нескольких пространствах в зависимости от места жительства сотрудников. Иногда первый день работы в коворкинге бесплатный. Например, одна наша сотрудница 50% времени жила в Москве (где мы и работаем), а другие 50% — в Ростове. Мы покупали ей рабочие часы в местном коворкинге, что увеличивало ее продуктивность в сравнении с форматом работы из дома.

4. Экономия усилий и времени. Вам не нужно думать о юридических, технических и организационных вопросах офисного пространства. Этим занимаются владельцы и персонал коворкинга. Вы работаете только над своими проектами. Это облегчает нам задачу и позволяет полностью погрузиться в развитие агентства.

 

5. Образовательные и развлекательные мероприятия. Коворкинги практикуют проведение открытых лекций и конференций для своих резидентов. Они организовывают вечеринки и внедряют общие традиции. Например, заказывают по пятницам пиццу или устраивают новогодние корпоративы.

Так, коворкинг #tceh создал образовательные курсы  #tceh_edu. С их помощью рабочее пространство устраняет дефицит компетенций тех, кто запускает стартапы. Также это помогает приводить на площадку новые стартапы, которые становятся резидентами коворкинга. Популярны мероприятия вроде Hack’n’roll — хакатона, на котором участники предлагают решения для конкретной отрасли. Или трекшн-митинги — регулярные встречи с независимыми экспертами. 

Мировая сеть коворкингов WeWork раз в неделю организовывает общий для резидентов пикник и заказывает еду на каждый этаж. А еще предоставляет своим «жителям» комнату для йоги и пространство для домашних животных.

Нетворкинг. Все активности направлены на развитие коммуникации между резидентами. У работников есть возможность найти единомышленников, партнеров по проектам или новых сотрудников. Для нас это стало одной из главных причин работы в коворкинге. Нам было необходимо обзавестись новыми связями, найти партнеров и клиентов.

7. Плюшки. Работа работой, но перерывы увеличивают продуктивность. Например, коворкинг WeWork предоставляет резидентам бесплатное пиво. Хотя очень сомнительная тема. Если ваша задача не генерить идеи 100% времени, а хоть иногда выполнять работу, требующую концентрации и структурированности, то пиво явно не лучший помощник в этом деле.

В других рабочих пространствах для вас будут доступны вода, чай, кофе, печеньки. Иногда playstation, комнаты для сна, зоны для йоги и многое другое.

 

8. Комфорт и эстетика. Чаще всего коворкинги — это суперпрогрессивные пространства, владельцы которых знают, что такое SMO (social media optimization). Они выбирают дизайн по критерию «чтобы красиво смотрелось в Инстаграме». Светлые помещения, панорамные окна, зоны для отдыха с пуфиками и модными диванами, стильные атрибуты. Резиденты обожают свое место работы и готовы хоть каждый день постить stories и публикации эстетичного интерьера. Это не только реклама бренда, это комфортные и приятные условия работы для клиентов.

9. Рабочая атмосфера. Обстановка в коворкингах и правда повышает вашу продуктивность. Если сравнивать с работой из дома, где много отвлекающих факторов (кровать и сон), то в коворкинге легче настроиться на правильный лад. Творческий вайб летает по всему пространству. Слева от вас дизайнеры, справа архитекторы, перед вами маркетологи, а сзади программисты. Словить вдохновение и желание еще усерднее развивать свой проект нетрудно. Люди меняют свое отношение к работе, офисный планктон остается в прошлом, появляется жажда свободы и самовыражения.

 

10. Корпоративные скидки. Коворкинги нередко сотрудничают с другими компаниями по предоставлению различных услуг. Например, «Рабочая станция» внедрила полноценную еду с профессиональной кухней, где комплексный обед стоит 330 рублей. Также коворкинг развивает всевозможные партнерства — с барбершопами, с Yota. А KL10CH договорились с World Class — теперь все их резиденты пользуются корпоративной скидкой в фитнес-клубах.

Но! Романтический образ коворкингов и даже все его плюсы бьются о скалу хейтерской реальности. Их презентуют как рабочее пространство, свободное от офисного канцелярита, где обитает творчество и вдохновение, местные жители-стартаперы заряжают друг друга на успех, обсуждая дела за стаканчиком смузи и валяясь на пуфиках. Тут вы найдете единомышленников, будущих коллег или сотрудников, а также партнеров по бизнесу.

Пара сладких фраз и тысяча негативных комментариев. Давайте разбираться, что не так с коворкингами.

Обратимся к хейтерам.

1. Коммуналка. В которой не все живут дружно. Да, есть определенные правила коворкинга: соблюдать тишину, по телефону разговаривать в удаленных от рабочих столов уголках, занимать только свободные места (если твое насиженное уже занято) или дополнительно платить за резервацию вашего кресла (а это влетает в копеечку), бронировать переговорные комнаты заранее.

Все логично и разумно, но не все резиденты следуют этим пунктам, особенно новенькие. Иногда нам правда мешают смех на весь коворкинг, крики в телефон, война за место, отвлекающие разговоры и шумы — все это нарушает концентрацию и повышает нервозность. Особенно если речь про коворкинги, где много бесплатных плюшек и развлечений, на которые очень падки резиденты.

2. Не для интровертов. Некоторым сотрудникам необходимо личное пространство и тишина. В коворкинге им трудно работать среди большого количества людей, постоянных взглядов и вечно обновляющегося потока резидентов.

3. Перегруженность. В особенно людное время бронировать переговорные комнаты необходимо за несколько дней. У вас может случиться форс-мажор, когда внеплановая, но важная встреча с клиентом не состоится в силу отсутствия брони. У нас, к сожалению, есть такой опыт. Мы были вынуждены сами приехать к клиенту, где количество отвлекающих факторов превысило процент извлеченной из встречи пользы.

4. Кража идей. В коворкинге легко подслушать или подсмотреть чужую информацию и использовать ее в своих целях. Лично наша команда не сталкивалась с подобной проблемой, но другие знают это по собственному опыту.

5. Какой нетворкинг? Это основная претензия хейтеров. Вся мишура про единое творческое комьюнити пропадает при первом же рабочем дне в коворкинге. Каждый занят своим делом и не горит желанием знакомиться. Тут стоит сказать про личные особенности людей, которые сами по себе некоммуникабельны.

А что в итоге? А в итоге: все субъективно. Отношение к рабочему пространству зависит как от самой личности, так и от бренда коворкинга. Не везде есть образовательные и развлекательные мероприятия, которые нацелены на развитие коммуникации между резидентами. Например, в филиале нашего коворкинга такой практики еще не было. В российских реалиях эта тема только начинает развиваться. Поэтому и нетворкинг страдает. Но не будем отрицать, что львиная доля коворкингов внедряет в свое пространство общие привычки и традиции, организовывает праздники, различные конференции, тренинги и мастер-классы.

Также, если человек сам по себе открытый и общительный, он самостоятельно заводит новые связи. К примеру, благодаря работе в коворкинге мы самостоятельно нашли новых клиентов. Просто начали обсуждать, кто чем занимается, и выяснили, что можем быть друг другу полезны.

Нетворкинг может быть направлен как на резидентов, так и на персонал коворкинга. С самого начала работы мы поддерживали дружеские отношения с «Рабочей станцией», интересовались делами друг друга. Поэтому, когда РБК делал сюжет про коворкинг, то он посоветовал им взять интервью у нас. Что положительно сказалось на PR агентства.

Если вы решили, что на данный момент работа в коворкинге для вас актуальна, то пробуйте и ищите. Не ставьте крест на всей задумке из-за одного неудачного опыта. Но будьте реалистами: извлеченная выгода и польза от рабочего пространства зависит не только от коворкинга, но и от вас самих.

 

 

Автор: Дарья Мигель, креативный директор, сo-founder в Migel Agency

Сергей Коптев: Пора отказаться от слова «потребитель» Кнут без пряника: как повлияет на рекламный рынок ограничение сторонних cookies в Google Chrome
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.