Антихайп: почему совместное потребление не способно изменить мир
Новая модель не смогла стать революционной
Концепция совместного потребления сейчас обсуждается очень активно — это один из значимых общемировых трендов. Авторами идеи считаются Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, написавшие о перспективах этого направления книгу What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. В июне 2010 года телепередача Big Ideas транслировала выступление экономиста, писательницы и общественного деятеля Ботсман на конференции TED, где она утверждала, что новая социо-экономическая модель должна в корне изменить способ потребления товаров и услуг. Там же экономист привела в пример дрель, которая наверняка есть у каждого в доме, но используется 10–15 минут за все время своего существования. И при этом всем нужна дырка в стене, а не дрель. Развеселив аудиторию, Ботсман заявила, что в жизни полно случаев, когда удобнее арендовать, чем иметь. После чего в том же 2010 году журнал TIME назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир.
Изменение отношения к собственности может принести обществу немало дополнительных выгод — например, привычка брать автомобиль в аренду избавляет от необходимости тратить время и деньги на его обслуживание. В городах уменьшается общее количество машин, исчезают проблемы с пробками и парковкой и снижается загазованность.
На первый взгляд так оно и есть, и впору радоваться — по всему миру возникают и развиваются платформы по обмену и аренде товарами и услугами, их деятельность активно освещается в медиа, а сервисы Airbnb и Uber сумели так нарастить объемы бизнеса, что превратились в компании-гиганты.
А что у нас
В России происходит то же самое: многие зарубежные модели «совместного потребления» успешно прижились в стране. Те же гиганты Airbnb и Uber стали популярны на российском рынке, и их услугами пользуются миллионы людей.
Появились и отечественные компании, использующие принцип совместного потребления. В крупных городах развивается каршеринг, позволяющий арендовать машину поминутно и не думать о парковке, бензине и страховке — все это уже включено в цену. Возникло немало онлайн-сервисов, где люди могут делиться вещами, менять их, дарить или брать в аренду. Развиваются площадки коворкинга с возможностью арендовать офис на любое, даже самое непродолжительное время. Есть даже онлайн-площадка «Банк времени», где люди бесплатно помогают друг другу в решении различных проблем — там «стоимость» рассчитывается исходя из потраченного времени. Так, если вы в течение трех часов помогали, например, собирать шкаф, это время засчитывается на ваш персональный счет, и вы можете получить от других нужную вам услугу, требующую таких же временных затрат.
Арендовать, подарить, поменять теперь можно что угодно — люди распознали выгоды подобных сервисов. Такой популярностью активно пользуется бизнес, и иногда возникают самые экзотические предложения – так, в прошлом году в медиа активно обсуждалась идея сдавать в аренду букеты цветов для красивых фотографий.
Бесспорно, все эти начинания очень симпатичны и облегчают жизнь людям. Об их общественной значимости говорит и то, что им уделяется немало внимание в Комитете гражданских инициатив. Кстати, на сайте организации есть очень удобный список компаний и сервисов, работающих по модели совместного потребления.
Хорошо забытое старое
Но можно ли считать это революцией? Идея совместного использования считается революционной прежде всего потому, что многие оптимисты надеются с ее помощью изменить сам принцип потребления. Люди окажутся менее привязанными к вещам и будут предпочитать не владеть ими, а просто пользоваться. В городах и жилищах появится больше свободного места, уменьшится вредное воздействие на окружающую среду из-за постоянного перепроизводства вещей и необходимости их последующей утилизации.
Как считают поклонники идеи, это не единственные преимущества модели совместного потребления — есть выгоды не столь явные, но не менее значимые. Например, возникает роль сообществ, люди учатся доверять друг другу и начинают больше общаться.
Все это так. Но где тут революция? Подобные отношения существовали с давних времен во всех странах, не исключая Россию — достаточно вспомнить сохранившиеся во многих деревнях до сих пор обычаи устраивать коллективные праздники, когда каждый несет к столу «чем богат». Точно так же издавна в малообеспеченных кругах было принято арендовать квартиру сообща — так поступали студенты на всех континентах и во все времена, в том числе и в дореволюционной России.
Избавление от иллюзий
Может быть, революционной считается возможность пошатнуть сами устои капитализма? Но, как показывает практика, и эта возможность иллюзорна. И об этом говорят серьезные эксперты — так, издание Vox приводит мнение одного из крупных инвесторов Джеффа Джордана из фонда Andreessen Horowitz.
По его словам, исследования начинаний в области совместного потребления констатируют, что капитализм побеждает и там. Если взять пример Airbnb, изначально задуманного как двусторонняя рыночная платформа, то исследование 2017 г. выявило, что почти треть доходов компании поступило от обычной коммерции — то есть от владельцев помещений, сдаваемых в аренду свыше 180 дней в году. Такая ситуация возникла на всех 25 основных рынках Airbnb — хозяевам невыгодно сотрудничать с сервисом, если гостей будет мало, а где появляется массовость, там и коммерция.
Скептически относится Джордан и к самой идее совместного использования домов и машин. Причем с этим уже вынужден согласиться и один из ее авторов — Рэйчел Ботсман, о которой говорилось в самом начале статьи. Как она поняла, дома и машины являются основным капиталом для многих людей, и им не хочется ими делиться.
Что же касается использования менее дорогих вещей, выяснилось, что единовременная аренда той самой упомянутой Ботсман дрели за $50 должна стоить от $10 до $20, чтобы окупить все накладные расходы. Получается, что проще и дешевле эту дрель купить.
Онлайн-платформы, создаваемые по принципу совместного потребления, тоже в определенный момент своего развития неизбежно становятся коммерческими — так, eBay, который изначально задумывался как площадка для обычных людей, теперь наводнен профессиональными торговцами.
И так во всем — сервисы по взаимному кредитованию рано или поздно привлекают финансирование крупных банков и фондов. Автопроизводители, для которых развитие каршеринга должно, казалось бы, приносить громадные убытки, тоже не горюют, хотя подсчитано, что к 2020 году каршеринг будет сокращать продажи новых машин на 1,2 млн единиц в год, и автобренды потеряют порядка 8,2 млрд долларов. Но теперь GM, Volkswagen, General Motors и Toyota начали активно инвестировать и в сервис такси, и в каршеринг. При этом выяснилось, что арендуемый автомобиль требует замены через три года, в то время как находящийся в частных руках — через 6,5 лет.
Как утверждает Джефф Джордан, теперь уже и автор концепции Рэйчел Ботсман признает, что сервисы, работающие по модели экономики совместного потребления, рано или поздно становятся профессиональными и коммерциализируются. Капитализм оказался непобедим.