Олег Кашин: "Вместо серьезного выражения лица НТВ выбрало шутовской колпак"
"Мой друг по холдингу до гроба, Лексей Лексеич Венедиктов! Вам всякий скажет: "Гамарджоба!" в тени колхидских эвкалиптов", — стихотворное послание гендиректора НТВ Владимира Кулистикова главному редактору "Эха Москвы" Алексею Венедиктову опубликовано на сайте телекомпании. Специальный корреспондент ИД "Коммерсантъ" Олег Кашин задумался, зачем Владимиру Кулистикову нужен комический имидж
В субботу в эфире телеканала НТВ поздравляли с 60-летием Владимира Гусинского, и этим случаем можно иллюстрировать статью "срок давности" в энциклопедиях. Арест Гусинского летом 2000 года, разгром НТВ весной 2001-го — теперь это просто исторические эпизоды, никак не связанные с современностью, и Гусинский теперь — просто основатель НТВ, которого не страшно и поздравить в эфире с днем рождения. Хотя могли бы и не поздравить, Гусинский вряд ли обиделся бы.
Нынешнее НТВ — все-таки не тот канал, от которого можно ждать чего-то хорошего. Особая роль этой телекомпании в современной России не нуждается в пояснениях. Если завтра в России разрешат, например, людоедство, готовить общественное мнение к этому важному решению власть, конечно, начнет с помощью фильма на НТВ, и никто не удивится, такой уж это теперь канал.
Стандартный энтэвэшный закадровый голос, с одинаковой интонацией рассказывающий о чем угодно, хоть о Лужкове с Лукашенко, хоть о грузинском шпионе Удальцове — этот голос, наверное, стоит назвать самым одиозным из всего, что есть на современном российском телевидении. Когда история НТВ в его нынешнем виде закончится, этот голос, я уверен, не пропадет. Его знают все, и он сможет найти себя хоть в шоу-бизнесе, хоть в порноиндустрии, хоть в научно-популярном кино. Или злодеев в мультфильмах будет озвучивать.
Ругать НТВ давно стало общим местом. Сотрудники НТВ, представляясь незнакомым людям, обычно долго и многословно объясняют, что они нормальные и не имеют отношения к "дирекции правового вещания", производящей основную телевизионную гадость. Но я не думаю, что ответственность за все это стоит возлагать именно на сам канал, который всем своим видом и все своим поведением постоянно демонстрирует, что разоблачительные фильмы — это у них вынужденная барщина, а настоящее НТВ — это передачи вроде "Центрального телевидения". И я уверен, что эта модель для тех условий, в которых с 2001 или, может быть, 2004 года находится канал — единственно возможная для него. Свою вынужденную барщину НТВ, очевидно, в любом случае отрабатывало бы, но оно могло отрабатывать его с серьезным выражением лица, и это было бы гораздо более удручающее зрелище.
Вместо серьезного выражения лица НТВ выбрало шутовской колпак.
Ответственным за этот колпак стал гендиректор канала Владимир Кулистиков, и это стало очень хорошо заметно еще во времена встреч Дмитрия Медведева с руководителями федеральных телеканалов, на которых именно Кулистиков выделялся и расцветкой галстуков, и манерами — стоит хотя бы вспомнить его определение народа как пушечного мяса для ток-шоу. Потом началась поэзия. Было стихотворное послание министру культуры Мединскому, теперь — стихи для Алексея Венедиктова в ответ на его жалобу об упомянутых в "Анатомии протеста-2" сотрудниках "Эха".
Еще одно или два стихотворения, и любое появление Кулистикова на телеэкране начнет вызывать смех аудитории. Для Кулистикова это огромная победа. Не ненависть, не презрение, а смех. Это то, чего он хочет добиться, и то, чего он почти уже добился.
Фото: Коммерсантъ
Источник: Коммерсантъ