В России Facebook даже не второй. Откровения AdAge


Медиа | 14 Июня 2012

В России Facebook даже не второй. Откровения AdAge
Местные социальные по всему миру давно «выкинули белый флаг», но российский аналог Facebook оказался крепким орешком

Когда-то давным-давно у  Facebook были конкуренты по всему миру. Теперь их практически не осталось: Hyves в Нидерландах уже больше не номер один, потерял лидерство VZ в Германии, даже могущественный бразильский Orkut уступил первое место.

Логично было бы предположить, что и доморощенная российская Вконтакте в один прекрасный день узнает, что количество пользователей и время, проводимое на сайте, сокращаются…

По ряду причин этого не случилось!

Сейчас можно уверенно говорить, что ошибочно снабженная ярлыком «клон Facebook», российская социальная сеть имеет просто поразительный уровень взаимодействия со своими пользователями.

Актуальная информация по России (опубликованы и более свежие отчеты) от ComScore за март свидетельствует, что Вконтакте уверено опережает Facebook по усредненному количеству посещений в день (это число можно конвертировать в «живых» пользователей, в отличие, например, от такой величины как «все зарегистрированные пользователи», где может оказаться множество фейков) и по количеству ежедневных посещений, приходящихся на одного пользователя. Аналогичная ситуация наблюдается и на Украине, где, по данным GFK, 43% пользователей Вконтакте проверяют свою страничку несколько раз в день. У Facebook показатели такой лояльной аудитории гораздо скромнее, всего 18%.

Вконтакте насчитывает 40 млн. уникальных пользователей в России 11,9 млн. - у Facebook. Даже у Одноклассников – другой популярной российской соцсети – больше - 31,5 млн.

Главенствующее положение Вконтакте частично объясняется тем, что они первыми пришли на российский рынок, запустившись осенью 2006 г. С тех пор Вконтакте стремительно развивалась в том время как Facebook, честно говоря, стоял на месте до тех пор, пока в 2008 г. не появилась русскоязычная версия сайта.

Успех Вконтакте во многом обусловлен уникальным умением адаптировать глобальные решения Facebook для очень специфичного российского рынка. Как гласит старинная маркетинговая мудрость: «Мысли глобально, действуй локально!». Каждый раз, когда Facebook изобретает новую функцию, Вконтакте адаптирует ее для российского рынка, усиливая вовлечение пользователей и сохраняя конкурентное преимущество.

Интересно следствие: без  Facebook Вконтакте был бы совершенно другим (и был ли вообще?). Ему просто необходимы фирменные технологии и креативность социального дизайна от Facebook, чтобы взять и переделать их под российскую действительность.

Российская соцсеть, конечно, потеряла одно из ключевых преимуществ, когда запустилась русскоязычная версия конкурента. Но у нее остается еще один козырь в рукаве. Как бы это мягче сказать, они, в отличие от Facebook, сквозь пальцы смотрят на соблюдение авторских прав.

Контент становится все более  важным элементом социального пространства. Вконтакте позволяет пользователям смотреть кино (еще даже не вышедшее на DVD) или абсолютно бесплатно слушать музыку, в разы повышая время нахождения на сайте. В Facebook, например, вы сможете увидеть только разрешенные к показу официальные трейлеры фильмов!

Вконтакте позволяет пользователям размещать аудио и видеофайлы на страницах групп и личных страничках, оставлять заметки и делиться информацией с друзьями. Разместившись в самом центре Рунета, Вконтакте - плоть от плоти культурологической и политической системы, ее породившей. Именно поэтому позиции соцсети сильны на постсоветском пространстве: на Украине, в Белоруссии и Казахстане.

Где-то Вконтакте обыграла конкурентов, потому что была «круче» местных аналогов. На Украине, например, творение Павла Дурова обошло Одноклассников, когда там стали брать деньги за регистрацию.

Еще одна важная деталь: Facebook могла обращаться к своим немецким и голландским пользователям на английском языке, пока не вышли локализованные версии. В России такая стратегия оказалась проигрышной – здесь гораздо меньше людей свободно общается на английском.

Способность Вконтакте разумно копировать своего мирового конкурента искренне поражает. Еще недавно рассуждавший об IPO Павел Дуров, перенес его на неопределенный срок, после откровенного провала публичного размещения Facebook.

Подход и Hyves и VZ был иным. Hyves – это сеть с частично открытым кодом, результатом которого стали серьезные проблемы с внедрением нового. Неспособность создать международную платформу отрезала Hyves от зарубежного рынка. Дополнительный негатив внесли эксперименты с рекламой, раздражавшей пользователей.

В Германии аналогичная ситуация наблюдалась с VZ, которая изначально отказалась от мирового рынка и, в результате, проиграла Facebook на локальном.

Facebook между тем накапливала опыт продвижения бренда, опыт мультимаркетинговых кампаний, постепенно становясь крупнейшей социальной сетью в мире…

В чем можно быть уверенным, Facebook продолжит усилия по захвату российского и русскоязычного рынка. В конце концов, сети нужно преодолеть психологический рубеж в 1 миллиард пользователей.

Если Facebook хочет победить Вконтакте, соцсети придется признать, что локальный конкурент нашел успешный способ подавать местным жителям местные решения. Гиганту нужно научиться адаптироваться к местной культуре, а не просто развивать массовую платформу по указке из Калифорнии.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации


doc id = 8945

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама