Угрожает ли Google процветанию интернета. Взгляд из-за океана


Медиа | 07 Апреля 2011 | 1

Угрожает ли Google процветанию интернета. Взгляд из-за океана
Американские антимонопольные ведомства обеспокоились популярностью поисковика

Forbes Russia 06 апреля 2001

Насколько велико могущество Google? Над этим вопросом все больше размышляют сотрудники американского антимонопольного ведомства. Если верить «знакомым с ситуацией» анонимным источникам Bloomberg, Федеральная комиссия по торговле США (FTC) и Министерство юстиции подумывают о начале расследования, чтобы выяснить: не настолько ли силен Google, чтобы подавлять конкуренцию и душить инновации?

Почти три года назад партнер юридической фирмы Hogan & Hartson Кристина Варни предположила, что Google в перспективе может стать объектом крупного антимонопольного расследования. На рубеже веков Варни представляла браузер Netscape в деле «Соединенные Штаты против Microsoft», поэтому ее мнение было любопытно, но не более. Однако спустя несколько месяцев Барак Обама предложил Варни возглавить антитрастовый департамент Министерства юстиции, и многие решили, что ее соображения могут вполне стать руководством к действию для огромной государственной машины.

По итогам прошлого года Google контролировал 66,6% американского рынка интернет-поиска (данные Comscore) и больше 90% — европейского. Стоило конкурентам обвинить компанию в корыстной манипуляции результатами поиска и продвижении собственных сервисов, как Евросоюз начал антимонопольное расследование. Попробуйте, скажем, поискать в Google свой домашний адрес или клип Майкла Джексона — скорее всего, вы окажетесь на Google Maps и Youtube. При этом полноценного доступа к базам данных того же Youtube другим поисковикам Google не предоставляет.

Доминирующие положение Google на рынке интернет-поиска настораживает и антимонопольные власти в США. Министерство юстиции продемонстрировало это в 2008 году, когда фактически заблокировало соглашение между Google и Yahoo, решившего передать на аутсорсинг компании Брина управление своей контекстной рекламой. В Минюсте тогда намекнули, что почти тотальный контроль Google над многомиллиардным рынком контекстной рекламы не кажется им хорошей идеей. А уже в ближайшие недели Google могут не дать закрыть долгожданную сделку по покупке системы отслеживания авиарейсов ITA Software. Но больше всего Варни и ее коллег пугает, во что Google может превратиться в будущем.

С самого начала своего существования Google вел себя весьма альтруистично и благородно, повышая комфорт пользователей и не требуя ничего взамен. Компания приобрела, развила и безвозмездно распространяет самую либеральную из операционных систем для смартфонов, позволила всем желающим бесплатно пользоваться своими многочисленными онлайн-сервисами и намеревается обеспечить целый город (Канзас-сити) самым скоростным интерентом в мире. Но парадоксальным образом именно щедрости Google и ее последствий FTC и Министерство юстиции опасаются сильнее всего.

Огромные доходы от рекламы позволяют Google разрабатывать и выводить на рынок новые совершенно бесплатные продукты. Такая ситуация может изрядно напугать другие компании и отбить у них любое желание ввязываться с Google в конкурентную борьбу. Таким образом, снизится количество инноваций в целом.

Аналогичными аргументами власти руководствовались, когда начинали свою антитрастовую кампанию против Microsoft: Билл Гейтс тогда потратил сотни миллионов долларов на разработку браузера Internet Explorer, а потом бесплатно раздавал его всем пользователям Windows. Предполагают, что Google может пойти еще дальше. Его «облачная» операционная система Chrome OS вкупе с многочисленными онлайн-приложениями поместит пользователей в удобную для них систему, из которой они не смогут, да и не захотят выбираться.

Каждая крупная IT-компания, которая символизировала собой целую эпоху в индустрии, удостаивалась антимонопольного иска от государства. Так было с IBM в 1970-х и с Microsoft в конце 1990-х. Google в этом ряду выглядел бы крайне уместно. Однако критики вмешательства государства в сферу высоких технологий любят обращать внимание на любопытную историческую деталь. Дело против IBM фактически развалилось через десятилетие, а Microsoft после четырех лет разбирательств вышла из зала суда таким же монополистом, как и прежде: позиции Windows, Microsoft Office и Internet Explorer за это время ничуть не пошатнулись. Тем не менее обе компании в какой-то момент были свергнуты с трона — новыми конкурентами.

По прошествии времени оказывалось, что их планы и действия на самом деле не вели к мировому господству. Так, чуть больше года назад в Европе закончилось продолжительное антимонопольное разбирательство. Решалось, имеет ли право Microsoft поставлять следующую версию Windows с Internet Explorer. Корни иска уходили в предположение, что владелец самого популярно браузера контролирует весь интернет. Как мы знаем, это совсем не так.

Впрочем, даже если гипотетическое расследование антимонопольных служб закончится ничем, а дело «Соединенные Штаты против Google» так и останется фантазией, Google придется существовать в не очень комфортных условиях. Пристальное внимание FTC и Минюста заставит Google осторожно относиться ко многим собственным инициативам и вести менее агрессивную инвестиционную политику, стараясь не злить регулятора. Для компании с ценностями Google такие правила игры могут быть крайне неприятными.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Оrтодоx | 07.04.2011, 12:24
Иск против Гугла - очень естественный ход событиый.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама