24 Ноября 2025 | 11:56
Реклама | erid: 2VtzqxS8Qeu

Как брендам работать с attention-метриками и зачем проводить нейроисследования

Все чаще рынок обсуждает не показы и клики, а внимание. У многих рекламных платформ уже появились собственные метрики внимания, но вместе с трендом пришли и вопросы доверия: как их верифицировать, с чем сравнивать и насколько корректно сопоставлять разные форматы между собой. Наталия Фролова, СЕО и Сооснователь VOX, рассказывает, почему одной «видимости» мало и что делать, чтобы платить не за формально видимое, а за увиденное и запомненное

image

AI Vision платформа VOX (входит в состав AdTech-экосистемы Hybrid) начала замерять attention‑метрики с начала 2021 года. Но только в прошлом году некоторые верификаторы начали смотреть в сторону оценки внимания. Но возможностей все еще мало, а стандартизации почти нет. Можно выделить следующие проблемы: 

  1. Без общих бенчмарков attention-метрики мало что значат: вы можете узнать, какой плейсмент сработал лучше в вашей кампании, но это не значит, что он хорош сам по себе относительно того, что могли бы предложить другие.
  2. Как доверять метрикам, если их нельзя верифицировать? Тренд подхватывается быстро, на рынке появляются предложения и здесь важно все проверять.

Пока нет общепринятых правил игры, задача бренда — опираться не на одну «чудо-метрику», а на совокупность проверяемых источников и собственные исследования ключевых креативов. 

Attention Score от Weborama

Для объективной оценки необходимо подключать сторонние компании-верификаторы. Так, в августе этого года VOX провела замер внимания для рекламной кампании бренда Planto (компания «Логика Молока») с помощью Weborama Attention Score. Эта метрика создана как универсальный инструмент измерения качества контакта с пользователем, чтобы упростить оценку эффективности и избежать разночтений в интерпретации данных.

Метрика формируется на основе десятков сигналов по каждому показу — от технических параметров (видимость, активность вкладки, длительность контакта) до поведенческих действий пользователя (наведение курсора, скроллы, клики, взаимодействие с видео). На выходе формируется интегральный показатель по шкале от 1 до 100, который отражает глубину взаимодействия и потенциал удержания внимания.

В основе Attention Score лежит MRC-аккредитованная (Media Rating Council) методология, гарантирующая ее надежность и сопоставимость с мировыми стандартами.

Бенчмарки Weborama (без детализации на устройства, общее значение для десктопа, мобильного веба и приложений)

  • Display — 17 баллов,
  • Video — 30,7 балла.

In-Image-форматы (реклама показывается поверх изображения) VOX набрали 29 баллов, что практически на одном уровне по заметности с видео.

Для чего VOX проводит нейроисследования

VOX — один из основных визионеров в области изучения внимания пользователей. Сначала замеряли базовые attention-метрики в рамках размещений на платформе: время до клика по креативу, наведение курсора на креатив, время взаимодействия и закрытие баннера. А затем дополнительные: замедление скролла, коэффициент внимания, время просмотра креатива и полные досмотры анимации. В 2023 году решили пойти дальше и получить более глубокую оценку поведения, реакций и даже эмоций пользователей и провели свое первое нейроисследование совместно с центром нейроисследований «НейроБренд». В нем оценивались разные типы рекламных плейсментов от классических баннеров до In-Image-креативов с WOW-эффектами.

В рамках исследования проводились айтрекинг, оценка мимики и постопрос. Все три параметра дают возможность изучить заметность и восприятие рекламных плейсментов.

В августе это года провели еще одно исследование совместно с компанией «Логика Молока» и центром нейроисследований «НейроБренд». 

Ключевые выводы двух исследований:

  • За два года среднее время контакта с рекламными баннерами сократилось почти в два раза, а удивлять стало сложнее.
  • Оба исследования показали, что только in-image с wow-эффектами вызывает радость и удивление, а также показывает высокое время контакта.
  • Формат Fullscreen (формат рекламы, который занимает весь экран мобильного устройства) забирает больше всего секунд внимания, но у около 90% респондентов вызывает раздражение. Навязанное внимание не означает качественный контакт.
  • Бо́льшая часть пользователей вспоминает бренд в рекламе, если она была размещена в фокусной позиции в центре экрана.
  • Сам креатив и дизайн могут улучшать восприятие рекламы, если баннер размещен в центре экрана. У крупных объявлений справа есть шанс набрать высокие оценки только в случае яркого и заметного креатива. Форматы, находящиеся в области периферического зрения и внизу экрана (в контексте видимых форматов) не спасает никакой креатив.

Важно отметить, что в онлайне «время реального зрительного внимания» напрямую не считается. Его получают только в офлайн-нейроисследованиях.

У VOX есть практический опыт с исследовательским центром Lumen на зарубежных рынках. Его подход — провести офлайн-срез по айтрекингу для конкретного плейсмента, а затем выдать математическую модель, с помощью которой можно считать размещения этого формата в диджитал. Дальше работает принцип экстраполяции: предполагается, что похожие форматы отработают схожим образом. Это и есть мостик между офлайном и онлайн-метриками внимания. 

В России следующим логичным шагом могут стать большие исследования рынка от профильных рекламных ассоциаций, на основе которых можно будет выводить бенчмарки.

После нескольких лет наблюдений и результатов нейроисследований аналитики VOX пришли к четкому выводу: расположение плейсмента критически важно, а фокусная позиция существенно повышает шансы быть замеченным. WOW-эффекты — один из самых быстрых и оптимальных способов обратить внимание на креатив и дать шанс запомнить офер. По интегральной оценке они стабильно работают лучше альтернатив. 

Контекст тоже изменился: среднее время контакта с рекламой в целом сократилось примерно вдвое, поэтому удивлять стало сложнее. Отсюда практический вывод: WOW-эффект уже нужен не только в дизайне — его следует реализовывать на уровне технологий, иначе «крупный баннер справа» не спасет.

«Технологический WOW»: что реально работает

За несколько лет VOX перешел от нативной рекламы на базе computer vision (компьютерное зрение) к ИИ-форматам, которые дают WOW-эффект и персонализированную механику.

Shoppable-механики

Искусственный интеллект подбирает товары из фида по логикам: по смыслу, по стилю, визуально похожие или дополняющие изображение. Например, к изображению десерта подтянется чай; к салату — продукты, из которых его можно приготовить; к образам — одежда как на картинке.

Встроенный чат-бот

Инновационный нестандартный формат на базе ИИ — VOX Conversation. Он представляет собой чат-бот, который встраивается в различные баннерные форматы, включая in-image-креативы, и позволяет провести персональную консультацию пользователя в момент показа рекламы. Учесть его потребности и подобрать для него наиболее подходящее предложение.

Detection-функции (анализ контента)

Позволяют находить объекты на фотоиллюстрациях к статьям, распознавать возраст, стиль и объединять в одну концепцию с рекламным креативом.

Как строить стратегию бренда уже сегодня

1) Выбирайте плейсмент осознанно

Ищите фокусные позиции и нативные форматы, у которых доказаны внимание и запоминаемость.

2) Проводите нейроисследования

Для ТВ это норма, для диджитал тоже нужно сделать нормой. До запуска кампании можно проверить, считывается ли key message (ключевое сообщение), какие эмоции вызываются и что запоминается. Плохой креатив не спасет никакой «заметный» плейсмент. 

3) Комбинируйте источники правды

Сопоставляйте платформенные метрики с верификаторами, а гипотезы подтверждайте нейроисследованиями. Это снижает риск следовать за «черной коробкой» без понимания контекста.


Реклама. Рекламодатель ООО «ГИБРИД» ИНН 6829098278

 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Media Instinct №1 Медиабайеры 2024
2 Сбер Рекламодатель №1 2024
3 Realweb Digital Index 2024
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.